Нередко, когда встает задача о перевозке грузов, вслед за ней появляется и задача выбрать вид транспорта для перевозки и способа доставки. Как известно, основных видов транспорта существует четыре: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный. Каждый из них обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, однако в данной статье подробно будет обсуждаться один из них - водный транспорт.

Классификация видов перевозки водным транспортом

Перевозка грузов водным транспортом - вполне востребованный вид услуг, так как водный транспорт уже давно зарекомендовал себя как надежный и стабильный перевозчик. Флот грузовых судов на сегодня и в России и во всем Мире довольно велик и продолжает расти. Из всего водного транспорта выделяют три крупные категории судов: речные, морские, смешанного типа (речные и морские одновременно).

  • Речные суда осуществляют рейсы по внутренним водным линиям - озерам, рекам и другим водоемам.
  • К морским судам относят все суда, способные передвигаться по морским территориям.
  • Суда смешанного типа в отношении водных путей универсальны.

Существует также и подробная классификация групп водного транспорта, рассмотрим, например, виды морских судов.

  1. Балкер. Судно, предназначенное для перевозки насыпных грузов.
  2. Танкер. Судно, подобное балкеру, с той разницей, что танкер перевозит наливные грузы.
  3. Ролкер (от англ. Roll- катить). Морское грузовое судно, на котором перевозят грузы, которые можно закатить на борт (машины и другая колесная техника).
  4. Сухогруз. Это самое распространенное судно, оно предназначено для перевозки самого широко спектра грузов, в том числе контейнеров, негабаритной техники и т.д.
  5. Контейнеровоз. Как понятно из названия, такие суда оборудованы специально под перевозку контейнеров в трюме и на палубе, однако другие грузы тоже можно перевозить на контейнеровозах.

Морская перевозка грузов может быть разделена в зависимости от регулярности выполняемых рейсов.

  1. Трамповые суда (трамповое судоходство). Эти суда нужны для того, чтобы выполнять нерегулярные, случайные перевозки, в отсутствие расписания. Обычно трамповым судоходством перевозятся штучные малоценные грузы. При перевозке трамповыми судами, между грузоотправителем и перевозчиком (фрахтователем) заключается договор на перевозку, именуемый чартером.
  2. Линейные суда (линейное судоходство). Линейное судоходство осуществляется по установленному расписанию и установленным маршрутом. Линейные перевозки являются основой любых стабильных торговых отношений. При осуществлении линейных перевозок, между грузоотправителем и перевозчиком заключается договор под названием коносамент.

Перевозка грузов морским транспортом обладает следующими преимуществами:

  • Низкая стоимость перевозок. Действительно, вследствие высокой вместительности морских грузовых кораблей и их медленной скорости стоимость перевозки оказывается довольно низкой по отношению к другим видам транспорта.
  • Большие объемы перевозок. По вместительности (для морского транспорта водоизмещению) морские суда не уступают ни одному другому транспортному средству.
  • Почти полное отсутствие ограничений на пропускную способность.

В распоряжении компании имеется ро-ро баржа типа «река-море». Этот удобный речной транспорт предполагает возможность заезда и выезда с палубы судна любой колесной техники без использования подъемных кранов. Именно поэтому компания «НП-Технология» имеет возможность с помощью баржи осуществлять перевозки не только нестандартных грузов, но и автомобилей.

Наши услуги

Компания «НП-Технология» оказывает следующие услуги по организации перевозок с использованием речного транспорта:

  • фрахтование судов различной вместимости для перевозки грузов между любыми портами;
  • организацию экспедирования и перевалки груза в речных портах Европы и России;
  • согласование в соответствующих инстанциях планов доставки тяжеловесов и негабаритов в определенный порт;
  • осуществление перевозки грузов с их последующей перевалкой при невозможности захода судна в указанный пункт назначения;
  • поиск и предложение удобного порта для обработки груза с учетом его характера, маршрута следования и объема партии;
  • организация и осуществление погрузочно-разгрузочных, а также складских работ в портах перевалки;
  • хранение товара;
  • доставка речным транспортом груза любых объемов до двери и его таможенное оформление.

Отличительные черты речных перевозок

Широкая география доставки . Россия является одним из мировых лидеров по протяженности судоходных рек. При перевозках могут быть задействованы более чем 100 000 километров речных артерий и 130 портов.

Сезонность. Ввиду замерзания рек в зимний период навигация на территории большинства регионов России приостанавливается. Поэтому использование речного транспорта для перевозок носит сезонный характер. Обычно оно возможно в период с начала апреля по середину ноября.

Вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров как по естественным (реки, озера, моря, океаны), так и по искусственным (каналы, водохранилища) водным путям. Водный транспорт подразделяется на морской и речной. EdwART. Толковый… … Морской словарь

См. Морской транспорт, Речной транспорт … Большой Энциклопедический словарь

Общее название видов транспорта, которые используют водные пути сообщения (моря, океаны, реки, озера, водохранилища, каналы). См. также Морской транспорт, Речной транспорт Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия

- «Водный транспорт», центральная газета водников, орган министерства морского флота СССР, министерства речного флота РСФСР и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота. Основана в 1932. Выходит в Москве 3 раза в неделю. С июля 1940 по январь… …

водный транспорт - — EN water transportation Transportation of goods or persons by means of ships travelling on the sea or on inland waterways. (Source: CEDa)… … Справочник технического переводчика

водный транспорт - Вид транспорта, занятый перевозкой пассажиров и грузов по естественным (реки, озера, моря и океаны) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям … Словарь по географии

См. Морской транспорт, Речной транспорт. * * * ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, см. Морской транспорт (см. МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ), Речной транспорт (см. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ) … Энциклопедический словарь

I Водный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по водным путям, как естественным (реки, озера, моря, океаны, проливы), так и искусственным (каналы, водохранилища и др.) В. т. подразделяется на морской и… … Большая советская энциклопедия

Водный транспорт … Москва (энциклопедия)

Вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по рекам, озерам, каналам, вдоль морских побережий, а также в трансокеанских рейсах. Водные пути. Пути по рекам и озерам существенно облегчали исследование и освоение почти всех… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Водный транспорт Наглядно-дидактическое пособие , Минишева Т.. Наглядно-дидактическое пособие «Водный транспорт» серии «Мир в картинках», предназначенное для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3–7 лет в детском садуи дома, познакомит детей с…
  • Водный транспорт. Наглядно-дидактическое пособие. Для детей 3-7 лет (набор карточек) , Т. Минишева. Серия наглядно-дидактических пособий "Мир в картинках" предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Каждый выпуск содержит материал по…

Речной транспорт является важным звеном ЕТС страны. Он занимает одной из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов.

Россия имеет в мире самую широко развитую сеть внутренних водных путей. Протяженность внутренних водных путей составляет 101 тыс. км. Наибольшее значение имеют пути с гарантированными глубинами, что позволяет бесперебойно осуществлять перевозки грузов и пассажиров.

Речной транспорт - один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузообороте и пассажирообороте - 4 место в России.

Это обусловлено причинами:

1). Меридиональным направлением работы речного транспорта (в то время как основные грузопотоки осуществляются в широтном направлении З-В; В-З, это обстоятельство вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, используя, например, смешанные железнодорожно-водные перевозки).

2). Сезонным характером речных перевозок(которые ограничены погодными условиями, а иногда временем суток, например, скоростной пассажирский флот не эксплуатируются в ночное время).

Продолжительность навигации на внутренних водных путях России колеблется от 145 суток (на Востоке и Северо-Востоке страны) до 240 суток (на Юге и Юго-Западе).

В межнавигационный период порты работают в кооперации с железнодорожным и автотранспортом, несмотря на то, что речной тихоходный транспорт уступает другим видам транспорта и в скорости движения, однако имеет свои преимущества.

Преимущества речного транспорта:

1. Низкая себестоимость перевозок

2. Требует меньше затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта.

Особенно велико значение водного транспорта для Северных и Восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, густота сети внутренних водных путей в 2 раза больше, чем в среднем по РФ.

Отсюда, доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет 65-90%, в целом по России этот показатель составляет 3,7%.

Роль речного транспорта в экономике страны определяется не столько мсштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполненных ими функций.

Кроме транспортного обслуживания районов Сибири, Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания.


В настоящее время внутренние водные пути эксплуатируют 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности.

Протяженность внутренних водных путей – 101 тыс. км.

Основные виды грузов речного транспорта:

Минеральные стройматериалы/песок;

Удобрения;

Зерно и другие с/х продукты.

По данным Минтранса РФ, общий объем грузовых перевозок внутреннего водного транспорта в навигацию 2007 г. составил 152,4 млн. т, что на 9,5 % больше уровня 2006 г. Рост этого объема произошел главным образом из-за увеличения срока навигации. На 12,5 % возросли перевозки сухогрузов (цемента, металла, лесных и строительных материалов). Вместе с тем объем перевозок нефти и нефтепродуктов сократился почти на треть. Более трети общего объема речных перевозок осуществляется в Приволжском федеральном округе. Речные порты страны обработали на 15 % больше грузов, чем в 2006г.

Капитальные инвестиции государства в 2007 г., предназначенные для развития инфраструктуры внутренних водных путей, составили почти 2,6 млрд. руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2006 г. Это позволило реконструировать ряд шлюзовых объектов на Волго-Балтийском водном пути, Волго-Донском канале, в Камском бассейне, Самарском гидроузле.

В 2008 г. из госбюджета на капитальный ремонт судоходных гидротехнических сооружений речного транспорта выделено 4 млрд. руб. Они направлены на реконструкцию 47 объектов.

В настоящее время разрабатывается проект подпрограммы «Внутренние водные пути», который должен стать частью Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 гг.». Общий объем финансирования по этой подпрограмме определен в сумме 235 млрд. руб. В результате ее реализации доля глубоководных участков в общей протяженности судоходных рек Европейской части нашей страны увеличится до 86 %. В речных портах будет построено почти 2,5 км новых причалов.

  1. Речные системы и порты.

Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др. 96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 - госпредприятия, 17 - госучреждения, 14 - судоходные инспекции, 14 - инспекции Речною Регистра, 24 - учебные заведения.

Четырнадцать портов речного транспорта принимают иностранные суда.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным канала Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва – речным портом пяти морей.

Важнейшие транспортные реки севера европейской части России: Сухона, Северная Двина с притоками, Онега, Свирь, Нева.

Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и Дальний Восток. Здесь протекают величайшие реки России – Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные районы. Значение речного транспорта для Сибири весьма велико, так как сеть железных дорог (особенно в меридиональном направлении) там еще недостаточна.

В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе около 30 акционерных судоходных компаний (речных пароходств). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов.

  1. Техническое оснащение на речном транспорте.

Материально-техническую базу (МТБ) речного транспорта образуют:

Водный путь (с соответствующими сооружениями и оборудованием);

Порты и пристани;

Судостроительные заводы (ССЗ и СРЗ);

Классификация подвижного состава приведена на рисунке.

Флот (аналогично морскому транспорту) – основа МТБ, главная часть технического вооружения речного транспорта состоит из судов разного типа:

Транспортного назначения (для перевозки грузов и пассажиров) общим тоннажем > 14 млн. т, из которых < 1,5 млн. т приходится на суда смешанного плавания (река-море).

Служебно-вспомогательные (буксиры, ледоколы, танкеры) общая мощность буксирных судов – 1,6 млн. т.

Технические (дноуглубительные, краны и т.д.) резкое увеличение их строительной стоимости прекратило обновление.

Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и пропускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхмагистралей (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного значения (4-й, 5-й классы), малые реки (б-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные техническое сооружения, обеспечивающее эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего шлюзы для перехода судов с одного уровня воды на другой, бакены - знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера, створы - знаки в виде башенных сооружений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обозначения направления, мест поворотов и т.д.

Глубоководные внутренние водные пути обладают большой провозной способностью, их можно сравнить с многопутными железными дорогами, и они приспособлены к массовым перевозкам грузов и пассажиров. Перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным путям обходятся в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам.

Основные отличия речных судов от морских:

а) меньшая осадка;

б) габаритные размеры (обусловлены небольшими глубинами и извилистостью большей части речных путей, а также узостью фарватера);

в) отсутствие ряда элементов в конструкции и оборудовании (необходима на морских кораблях, что обусловлено специфичными условиями судоходства на реках), суда же речные выходящие в крупные озера и на морские пути по конструкции почти не отличаются от морских судов. Средний возраст речных судов 20 лет, около ½ всех транспортных судов (кроме сухогрузных барж) – больше 20 лет.

Речной флот состоит из:

Самоходных судов (пассажирских, грузовых, грузопассажирских);

Несамоходных судов (барж различного назначения);

Буксиров (толкачей – судов без собственных грузовых помещений, но с силовой установкой для тяги (буксировки) несамоходных судов);

Специализированные суда (овощевозы, а/мобилевозы, нефтерудовозы, суда типа река-море, баржи, рефрижераторы).

Водный путь – это судоходная часть рек, озер, водохранилищ и искусственных каналов с гидротехническими сооружениями.

Водный путь характеризуется:

Глубиной;

Широтой;

Радиусом закруглений (поворот);

По габаритам судового хода водные пути различают:

Сверхмагистрали – с гарантированными глубинами до 4 м;

Магистрали – с гарантированными глубинами до 2,6 м;

Пути местного значения – с гарантированными глубинами до 1 м.

Водные пути бывают:

Судоходные (по которым возможно безопасное хождение судов);

Сплавные (для сплава леса).

Судоходные различают: - естественные (реки и озера);

Искусственные (каналы и водохранилища).

Порты – основа берегового хозяйства речного транспорта, где осуществляется загрузка и разгрузка судов, посадка и высадка пассажиров, техническое обслуживание судов.

Речные порты бывают:

Универсальные (выполняют все виды работ);

Специализированные (только отдельные виды работ – грузовые или пассажирские).

Важнейшие элементы порта – причалы – оборудованные средствами механизации для погрузки-разгрузки судов, здесь имеются склады и складские площади для массовых грузов.

Пристань – представляет собой промежуточный пункт, где суда имеют кратковременную остановку для посадки-высадки пассажиров и частичной погрузки-выгрузки грузов.

  1. Основные показатели работы внутреннего водного транспорта.

Производительность судна – транспортная работа в тонно-километрах или пассажиро-километрах в единицу времени (обычно сутки), исчисляемая на 1 л.с. или 1 т грузоподъемности. Различают чистую и валовую производительность судна. Чистая производительность характеризует использование судна во время движения в груженом состоянии. Определяется делением общей суммы тонно-километров данного вида работ на сило-сутки (тоннаже-сутки) хода в груженом состоянии. Валовая производительность – показатель, характеризующий использование судна в течение всего затраченного эксплуатационного времени, т.е. времени движения в груженом и порожнем состояниях, времени всех стоянок и работ нетранспортного характера – определяется делением общих тонно-километров на сило-сутки (тоннаже-сутки) нахождения судна в эксплуатации.

Показатели использования судов по загрузке отражают степень использования грузоподъемности и мощности судов.

Показатель использования грузового судна по грузоподъемности, т/т тоннажа, определяют делением массы груза, погруженного в судно, Q э , на регистрационную грузоподъемность Q р :

Средняя нагрузка на 1 т грузоподъемности грузового судна определяется делением тонно-километров (где l хгр – протяженность хода судна с грузом) на тоннаже-километры с грузом:

Средняя нагрузка на 1 л.с. мощности буксирных судов определяется делением тонно-километров , выполненных в груженых рейсах, на сило-километры с составом груженых судов и плотов:

Доля ходового времени с грузом а г определяется делением тоннаже-суток хода судна с грузом на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации :

Средняя производительность 1 т грузоподъемности самоходных и несамоходных судов М эгр определяется делением тонно-километров на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации:

Время оборота судна – время, затраченное на движение судна от пункта погрузки до пункта выгрузки и обратно, включая время, необходимое на начальные и конечные операции (погрузка, выгрузка, шлюзование и др.), задержки в пути и технические операции. Определяется сложением стояночного времени t ст ; времени, затрачиваемого на маневры t м ; ходового времени t х :

Рассмотрим показатели работы речных портов.

Общий грузооборот порта – суммарное количество грузов в тоннах, отправленных из порта и поступивших в порт. Этот показатель планируется и учитывается по всем грузам в целом и с распределением по номенклатуре: нефть и нефтепродукты, лес в плотах, сухогрузы (хлебные, руда, каменный уголь, руда и др.). Особо выделяют грузы, перевозимые в контейнерах, а также подлежащие передаче с речного транспорта на железнодорожный и принимаемые от него.

К погрузо-разгрузочным работам относятся все выполняемые средствами портов на грузовых причалах и складах работы, связанные с перегрузкой грузов, перевозимых речным транспортом. Сюда входят портовые и внепортовые работы, а также перегрузка нефтеналивных грузов нефтеперерабатывающими станциями. К внепортовым относятся хозяйственные работы порта, а также работы, выполняемые для других организаций в целях сохранения постоянных кадров рабочих и более полного использования основных фондов.

Объем погрузо-разгрузочных работ планируют и учитывают в физических тоннах и тонно-операциях. Объем погрузо-разгрузочных работ в физических тоннах соответствует грузообороту порта за вычетом суммарной массы отправленных с причалов клиентуры и поступивших на эти причалы различных грузов, а также отправленных из порта и прибывших в порт лесных грузов в плотах.

Тонно-операция – это перемещение 1 т груза по определенному варианту погрузо-разгрузочных работ. Вариантом называется завершенное перемещение груза независимо от расстояния, способа и произведенных при этом дополнительных работ (взвешивание, сортировка и др.). При определении объема перегрузочных работ в тонно-операциях учитываются любые работы, связанные с перемещением 1 т груза в порту, по следующим вариантам: транспорт-склад; склад-транспорт; транспорт-транспорт; склад-склад; внутрискладские помещения (выполняемые в процессе основной работы, а по отдельным нарядам).

Отношение числа выполненных портом тонно-операций к объему погрузо-разгрузочных работ в физических тоннах за определенный период называется коэффициентом перевалки грузов.

  1. Проблемы и перспективы развития внутреннего водного транспорта.

Необходимо совершенствование единой системы внутренних путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов. В ХIХ в. была построена Мариинская система с 39 шлюзами.

Система внутренних путей имеет оборонное значение: связь юга страны с севером (путь через европейскую водную систему из Одессы в Санкт-Петербург) составляет 8800 км, а по внутренним путям - 4500 км.

Необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъемности в продления сроков навигации; развитие системы судов-ролкеров («Ро-Ро») горизонтальной погрузки, судов типа «река - море»; секционных судов (они экономичнее большегруза той же грузоподъемности при упрощенной системе перегрузки и переформируются в зависимости от грузопотоков); судов на воздушной подушке и подводных крыльях, развивающих скорость до 105 км/ч; ледоколов и судов с усиленными корпусами для полярных условий; увеличение грузоподъемности судов (себестоимость снижается на 25-30 %); повышение комфортабельности пассажирских судов; создание автоматизированных комплексов для перегрузочных работ; реконструкция имеющихся портов (Темрюк, Ейск, Ростов, Азов, Архангельск, Мурманск и др.); создание судов-доков для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов и для завоза грузов в места Арктического бассейна, не имеющие перегрузочной техники, и многое другое.


Развитие речных перевозок грузов на территории России обуславливает крупнейшая в мире сеть сообщающихся водных артерий. Не стоит забывать и про суровые климатические условия. В некоторые регионы получается попасть или по воздуху, или морским путем.

Статистика

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По объему перемещения грузов по рекам и озерам водному транспорту трудно конкурировать с автомобильными и железнодорожными перевозками. Но специфика грузов, относительная дешевизна оставляет удельную долю таких перемещений практически постоянной.

Среди таких грузов в России выделяется транспортировка сыпучих грузов – зерно, песок, а также сборные грузы для доставки в труднодоступные места. Выступает речная доставка и как элемент

Развитая инфраструктура речного судоходства включает в себя 130 портов на реках и озерах, а длина маршрутов превышает 100 тыс. км.

Но пока увеличения массы перемещаемых грузов не наблюдается. На фоне общего снижения грузового потока после 2014 года несколько пострадала и доля перемещаемых грузов по внутренним водным артериям, что заметно по цифрам в таблице (в сравнении с другими видами).

Таблица 1. Объем перевозки грузов за последние пять лет, млн. тонн.

Несмотря на всю привлекательность, страна допустила снижение объемов перемещения товаров и грузов, что оставляет перспективы для развития сегмента в целом. На современном отрезке доля перевозок водным транспортом упала до уровня менее 2 % – всего 1,38 %.

Еще меньшую значимость демонстрирует водный транспорт при рассмотрении перемещения объема товаров, выраженного в тонно-километрах (на диаграмме). Показатель грузовых перевозок в тонно-километрах (по состоянию на 2016 год):

Показатель на уровне 1 % (около 67 тонно-километров) вполне объясним с учетом небольшой грузоподъемности речных барж и судов, а также ограниченностью перемещения товаров.

Наибольшую долю в транспортировке товаров по реке демонстрируют такие сети водных артерий в стране:

  1. Западно-Сибирская сеть.
  2. Волжско-Камский бассейн.
  3. Северо-Западный регион.

Несмотря на оптимистичные цифры в целом, аналитики указывают на снижение разнообразия доставляемых грузов. В некоторых регионах грузопоток снизился до банальной перевозки песка.

Виды

Практика водных перевозок предусматривает использование судов только для перемещения в пределах внутренней водной артерии, а также для захода из морской акватории в русло рек – смешанного типа.

Внутренние грузовые потоки также имеют несколько видов перевозок с учетом географии доставки и применяемого вида транспорта.

Выделяют следующие основные виды:

  1. Внутреннее водное сообщение. Осуществляется в пределах одного пароходства.
  2. Прямое внутреннее водное перемещение товара. Проводится между двумя и более пароходствами, в том числе с использованием пароходств стран СНГ.
  3. Прямое водное сообщение. Подразумевает участие речного и морского транспорта внутри одной страны.
  4. Прямое смешанное перемещение грузов. Организуется по принципу мультимодальности, с использованием смежных видов транспорта.

Многообразие речных перевозок еще больше увеличивается при рассмотрении размеров партии груза, вида перемещаемых ценностей.

Средства

Полная классификация невозможна без представления всего разнообразия средств транспортировки грузов.

В сегменте речного судоходства выделяют:

  1. Балкер или сухогруз. Судно, предназначенное для – песок, зерно, руда. Легко узнаваемы по наличию выгрузных люков.
  2. Танкеры. Предназначены не только для транспортировки наливных ископаемых – нефтепродуктов, сжиженного газа, но и растительных жидкостей – масел.
  3. Ролкеры. Суда для перевозки подвижных грузов, способных к самостоятельной загрузке – транспортные средства, вагоны. Сюда также относят
  4. Контейнерные суда. Предназначены для размещения и доставки упакованных товаров в контейнер, и не требуют сложных операций по погрузке-разгрузке.

Эти и некоторые другие виды судов, наряду с назначением по размещению поклажи или пассажиров, имеют классификацию, направленную на допуск к движению при различных условиях. Некоторые сведения приведены в таблице.

Таблица 2. Классы речных судов.

Наряду с крупными судами не стоит забывать и про «портовых тружеников» — буксиры, устричные суда, а также пассажирский транспорт. В отдельную категорию следует относить баржи, предназначенные для перемещения в составе с тягачом.

Правовое регулирование внутренних и международных рейсов

Основным стратегическим документом развития речного судоходства является ) получившего название «Стратегия…. до 2030 года».

Но регламентирующие грузоперевозку документы действуют давно. Сюда относятся:

  1. (статус Федерального закона). Последний раз изменен 29.12.1017 г.
  2. Правила перевозки на водном транспорте ().
  3. Российский речной регистр (Правила в нескольких томах).

Кроме того, в организации речного судоходства используются смежные нормативные документы, как административный Кодекс, Правила перевозки опасных грузов. Также не стоит забывать про документ под эгидой ООН – «Европейские правила судоходства», переизданные в 2007 году.

Правила доставки

В организации транспортировки грузовой номенклатуры выделяют несколько групп, на которые распространяются Правила и другие нормативные документы:

  • требования к транспортным средствам;
  • требования к самому товару, включая упаковку, сопровождение;
  • соответствующая квалификация персонала.

Все позиции направлены на обеспечение безопасности перевозок, соблюдение сроков на доставку заказа.

Среди основных требований к судам выделяют:

  • проверку исправности судна и допуск к работе на маршруте – проводят до начала загрузки;
  • чистота на судне – очистка всех помещений, включая рабочие и подсобные помещения, выполняется заранее;
  • проверку состояния площадок для размещения груза, его крепления, а при перевозке опасных грузов – еще и обозначение с учетом требований.

Среди основных требований к размещению грузов выделяются:

  • сохранение местной и общей устойчивости, целостности судна;
  • средства крепления должны быть исправны и иметься в достаточном количестве;
  • в процесс загрузки, перевозки, разгрузки контролируется размещение и устойчивость груза;
  • при размещении товаров учитывается допустимое соседство (совместимость) с учетом класса груза.

Сопровождать груз в большинстве случаев разрешено персоналу судов. Однако, к примеру, при перевозке животных требуется постоянный проводник, наблюдающий за состоянием транспортируемого объекта.

Квалификация персонала судов должна соответствовать выполняемой работе. В наличии разрешающих документов следует удостовериться в первую очередь заказчику на выполнение работ.

Документы

Правильное оформление материальных ценностей перед отправкой на речном транспорте не менее важно, чем размещение на судне.

На начальном этапе составляется договор, который оформляет отношения между:

  • заказчиком;
  • транспортной компанией;
  • при необходимости, получателем груза.

Среди основных предметов договора выступают:

  1. Непосредственно груз: наименование, количество, особенности перевозки.
  2. Обязательства сторон: погрузка, транспортировка, выгрузка.
  3. Пункты отправления, и выгрузки, а при необходимости и хранение товаров.
  4. Сроки поставки порядок приемки материальных ценностей.
  5. Сроки выполнения договорных обязательств и нарушение условий оказания услуги.

Основным перевозочным документом является накладная.

В зависимости от маршрута и способа организации доставки груза выделяют несколько видов этих документов:

  • ГУ-1 – для перевозки сухогрузов в прямом внутреннем сообщении;
  • ГУ-2 для транспортировки контейнеров;
  • ГУ-3 транспортировка наливной нефти;
  • ГУ-7 (7а) – для перевозки товаров водно-железнодорожным способом, или только водным, в прямом смешанном сообщении.

Для оформления всех действий в пути с грузом оформляется дорожная ведомость. Документ имеет внутреннюю, путевую и финансово-учетную часть, куда заносится необходимая информация из накладной.

Речные перевозки грузов по Волге

Востребованность речных перевозок по Волге связана с широкой географией поставок. При необходимости удастся связать Усть-Лугу с Таганрогом или Астраханью. Все крупные связывают себя с волжским маршрутом.

Речные перевозки по Волге связывают 7 республик и более 15 промышленных регионов России – с протяженностью маршрутов более 6,8 тыс. км. Это стало возможным благодаря искусственным и природным переходам Волги с другими водными системами.

В одно кольцо связаны моря – Балтийское, Черное и Азовское, Белое, Каспийское. Это позволяет с небольшими затратами перемещать самые разные грузы. К примеру, только судами АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» в 2017 году было перевезено более 6,5 млн. тонн грузов.

Специфика перевозок в Волжской водной системе связана со следующими особенностями:

  1. Связка сети рек: Волга, Ока, Москва река.
  2. Наличие крупных гидроузлов: Рыбинск, Ярославль, Калуга, Москва, Кострома.
  3. Использование перевалочных баз и портов: Ярославль, Кострома, Коломна, Серпухов.

С использованием мощностей судоходства Волжского бассейна транспортируются:

  • 8/10 древесины для центрального региона;
  • 8/10 соли (из Баскунчака);
  • поволжские сельскохозяйственные культуры;
  • уголь и цемент для строительной отрасли и тяжелой промышленности.

Компании

При выборе перевозчика для доставки груза водным речным транспортом всегда следует доверять компании, имеющей действующую лицензию.

Обычно такие организации предлагают комплексные услуги, начиная с документального оформления, и заканчивая разработкой и согласованием маршрута.
Наиболее заметные на рынке организации сведены в таблицу.

Таблица 3. Компании перевозчики в речном судоходстве России.

Наименование компании Направления деятельности Парк судов Офис компании
АО «Волга-флот»
  • грузовые перевозки;
  • нефтеперевозки;
  • туризм.
более 200 г. Нижний Новгород
ТЭК «Волга транс»
  • грузовые перевозки;
  • перевозка опасных грузов;
  • рефрижераторные перевозки.
нет информации г. Москва
ООО «Волго-балтийская транспортная компания»
  • грузовые перевозки;
  • транспортировка речным путем в Крым;
  • услуги морского брокера.
7 типов г. Санкт-Петербург
ТЭК «Карго»
  • грузовые перевозки;
  • мультимодальные перевозки.
нет информации г. Волгоград, филиал в Волгоградской области
ТК «Регион» грузовые перевозки в 14 крупных портов Красноярского края (включая г. Игарка, г. Тура). 10 типов транспорта г. Красноярск
ООО ТЭК «ДВТК ФРАХТ»
  • грузовые перевозки;
  • паромная переправа.
нет информации г. Хабаровск

При выборе компании для транспортировки материальных ценностей следует обращать внимание на наличие собственного парка судов, действующих договоров с перевозчиками. Постоянный представитель рынка речных перевозок готов предложить предварительные расценки на услуги на собственном информационном ресурсе.

К примеру, многие из ООО «Речные перевозки» в разных городах имеют только юридический адрес, и не предоставляют достаточную информацию о своей деятельности.

Тарифы на доставку грузов по воде

Стоимость грузовых перевозок речным транспортом формируется с учетом следующих особенностей:

  • проходимого расстояния между точками загрузки и выгрузки;
  • особенностей груза;
  • времени года.

На сегодняшний день большинство компаний формируют заказы на основании предварительной заявки клиента. В среднем, оценочная стоимость доставки признается равной от 60 до 100 рублей за доставку 1 кг в зависимости от региона.

Преимущества и недостатки

Среди положительных особенностей грузовых перевозок речным флотом следует отметить:

  • сравнительно невысокая стоимость доставки;
  • широкая возможность в подборе транспорта для различных грузов;
  • возможность планирования сроков и выбора между морской и речной доставкой.

Среди недостатков выделяются:

  1. Низкая скорость доставки. Исключением является безальтернативность речного транспорта для некоторых регионов.
  2. Принципиальные требования к безопасности и экологичности. повлечет не только суровое наказание для перевозчика, но и серьезные экологические последствия.
  3. Ограничение сроков навигации. В отдельных регионах период судоходства не превышает 120 дней в году.