Версий происхождения названия «Лепель» несколько:

  1. слово «лепель» происходит от латышского «лиепа» (липа) в смысле «озеро среди липовых лесов». От названия озера пошло название местечка, а после – и города;
  2. в основе названия лежат белорусские слова «лепей», «лепый», что значит лучший, красивейший; «ляпiць» (связанный с гончарным ремеслом);
  3. слово «лепель» древнебалтийское, от которого позже появилось латышское «лепе» и литовское «Лепеле» - то есть «желтые кувшинки». Эти растения и сейчас встречаются на мелководье Лепельского озера.

На территории, которая ныне входит в Лепельский район, люди живут с давних времен.

Первые поселения древних людей на территории Лепельского района появились в эпоху мезолита (среднекаменного века). Стоянки эпохи мезолита (9-6 тыс. до н.э.) обнаружены учеными археологами на юго-западном берегу Лепельского озера в урочище Песчаница. При раскопках найдены многочисленные орудия труда: скребки, резцы, ожи, топор и др. Стоянки более позднего периода эпохи неолита (4 тыс. дон.э. – 2 тыс.н.э.) найдены на острове Лепельского озера, в устье реки Эссы, на южном берегу озера Оконо.

В Х-ХII в.в. Лепельские земли входили в состав знаменитого Полоцкого княжества, а позже - в состав Великого княжества Литовского.

Первые летописное упоминания о Лепеле относятся к 1439 году. Расположенный на важнейшем торговом пути древности, известном сегодня, как «путь из варяг в греки», Лепель издревле имел стратегическое значение, которое и определило его многовековую историю. В ходе бесчисленных войн за право владения краем город не раз подвергался разграблению и разорению, а Лепельский край – опустошению. Но всякий раз, словно сказочная птица Феникс, Лепель восставал из пепла, возрождался и гордо продолжал свое шествие сквозь века.

В новую историю Лепель вступил уже в качестве города, жители которого были наделены правом самоуправления. 5 апреля 1805 г. по указу Александра 1 местечко Лепель получило статус уездного города. Строительство в 1797-1805 г.г. Березинской водной системы, соединившей главнейшие водные транспортные артерии того времени - Днепр и Западную Двину, способствовало развитию города, превращению его в значительный экономический и культурный центр на севере Беларуси.

В 1864г. в Лепеле была 1 часовня, 3 православных церкви, 1 деревянный костел, 4 синагоги, 2 завода, 38 кирпичных и 562 деревянных дома. Из заводов: 1 кожевенный, 1 пивоваренный и 2 кирпичных. В 1844 г. в городе был построен величественный Преображенский собор (разобран после Великой Отечественной войны).

К концу Х1Хв. в Лепеле проживает более 6 тыс. человек. Развивается сельское хозяйство и промышленность. В Лепельском уезде действуют кожевенный, 2 кирпичных и пивоваренный заводы, картонная фабрика, 11 винодельческих заводов и 47 мельниц. Однако, по-прежнему ведущее место в экономике занимает заготовка и торговля лесом.
С 1814 г. работала школа Березинского канала, где в конторе в 1833-1839 г.г. работал известный белорусский и польский поэт Ян Чечет.

В Лепельском дворянском училище, открытом в 1830 г., преподавал Л. Юцевич, известный литовский историк, этнограф.
На рубеже Х1Х и ХХ столетий в результате строительства десятков тысяч километров железнодорожных путей по направлению к Черному и Балтийскому морям Березинская водная система полностью утратила свое экономическое значение. Сегодня это, мощнейшее по тем временам гидротехническое сооружение, является интереснейшим историческим памятником.

Первая половина ХХ в. Принесла Лепельщине новые испытания. Первая мировая, а затем гражданская войны, Белопольская оккупация, эпоха сталинских репрессий обрушили на Лепельскую землю лавину горя и страданий. Только за период с 1920 по 1950г. в Лепельском районе было репрессировано более 800 человек, многие из которых расстреляны или умерли в местах заключения. Среди них уроженец Лепельщины – известный поэт Теодор Кляшторный.
На Лепельщине родился и жил полный георгиевский кавалер Конопко Доминик Викентьевич.

Еще более странные потери понесла Лепельская земля во время Великой Отечественной войны – свыше 12 тысяч человек погибло, сожжено 48 деревень.

Отважный и свободолюбивый народ оказал мужественное сопротивление врагу. Лепельский край стал одним из важнейших центров партизанского движения в Беларуси. В боевых действиях на территории района принимали участие 13 партизанских бригад, 4 отдельных партизанских отряда.

На Лепельщине свято хранят память о своих сыновьях и дочерях, отдавших жизнь за свободу и независимость Отчизны. Родина высоко оценила ратный подвиг лепельчан. Пяти из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза (Туфтов И. Н., Томашевич Н. Н., Ялугин П. В., Ерашов И. Н., Кветинский В. А.), Занько Ф. П. – кавалер трех орденов Славы. Сотни лепельчан награждены орденами и медалями.

Лепельщина – родина историка, археолога, члена императорского археологического общества М.Ф. Кустинского, ученого, доктора биологических наук Г.В. Богатикова, доктора военных наук И.М. Жерносека, доктора медицинских наук М.Л. Беленького, поэтов Теодора Кляшторного, Анатолия Вертинского, драматурга П. Дудо.

Знаменательные даты:


1439 г.

- первые письменные упоминания о Лепеле;

1797-1805гг.

- строительство Березинской водной системы;

1802г.

- Лепель становится центром уезда Витебской губернии;

1805г.

-Лепель получил статус уездного города;

1852 г.

- Лепель получил герб «Погоня»;

1868г.

- построена церковь св. Параскевы г.Лепель;

1876г.

- построен костел св. Казимира г.Лепель;

1893 г.

- основана Лепельская метеорологическая станция;

17.07. 1924 г.

- образован Лепельский район;

1925 г.

- образован Березинский государственный заповедник;

1925г.

- вступила в строй железная дорога Орша-Лепель;

1929 г.

- открыт Лепельский педагогический техникум;

21.11. 1930 г.

- вышел первый номер районной газеты «Колхозная правда»;

1940 г.

- открыты Лепельское пехотное и артиллерийско-минометное училища;

3.07. 1941 г.

- район оккупирован немецко-фашистскими захватчиками;

1942-1943 г.г.

- образованы партизанские бригады Дубова, им. Сталина;

28.06. 1944 г.

- район освобожден от немецко-фашистских захватчиков;

1948 г.

- начато строительство молочноконсервного комбината;

1954-1956 г.г.

- строительство Лепельской гидроэлектростанции;

1974 г.

- принял первых учащихся Лепельский гидромелиоративный техникум;

1975 г.

- в д. Черноручье установлена Стела на могиле жертв геноцида, расстрелянных 28.02.1942 г.;

1976 г.

- создан Лепельский опытно-экспериментальный завод шестерен;

1977 г.

- приняло первых учащихся Лепельское СПТУ-175;(сейчас профессиональный лицей;)

1982 г.

- установлена мемориальная доска памяти партизанки В.А. Маргевич;

1983 г.

- открыт музей природы в д. Домжерицы;

1989 г.

- окончена реконструкция городского парка;

1992 г.

- построено новое здание аптеки;

1994 г.

- открыт новый универмаг;

1997 г.

- открыта стоматологическая поликлиника;

1999 г.

- перевод котельных г. Лепеля на природный газ;

2001 г.

- сдана в эксплуатацию станция очистки сточных вод.

2002 г.

- первый заезд ребят на оздоровление в ДРОЦ «Жемчужина»;

17.10.2003г.

- введена в эксплуатацию после реконструкции Лепельская ГЭС;

2005г.

- мемориальный знак жертв фашизма
(территория СШ№3;)

2007г.

-открыт объект «Водоснабжение г. Лепеля;

2007г.

- открытие мемориального знака-памяти воинов-интернационалистов.

2009 г.

- Указом Президента Республики Беларусь №277 от 2 июня 2009 года утверждены исторические герб и флаг города Лепеля

2010 г.

- город Лепель награжден вымпелом “За мужнасць i стойкасць у гады Вялiкай Айчыннай вайны”.

2010 г.

- открыт памятник Льву Сапеги

2010 г.

- открытие памятника -часовни в память об узниках пересыльного лагеря для военнопленных

Лепель - административный центр одноименного района Витебской области. Город расположен на берегу Лепельского озера в 155 км от г. Минска и 110 км от г. Витебска. Расстояние до границы с Российской Федерацией составляет 150 км, расстояние до границы с Латвией - 171 км. Через Лепель протекают реки Улла и Эсса. В городе есть железнодорожный вокзал, с которого регулярно отправляются дизель-поезда, связывающие Лепель с Оршей.

Лепель - важный автомобильный транспортный узел. Через восточную часть города проходит трасса М3 (Минск - Витебск). Кроме этого город связан сетью автомагистралей с другими белорусскими городами: Р15 (Кричев - Орша - Лепель), Р46 (Лепель - Полоцк - граница Российской Федерации), Р86 (Богушевск (от M8) - Сенно - Лепель - Мядель), Р116 (Ушачи - Лепель).

раскрыть весь текст

История развития - Лепель

Территория современного Лепеля была населена еще с давних времен. Первые поселения на территории Лепельского района появились еще в эпоху мезолита. Стоянки 9-6 тыс. до н.э. были обнаружены на юго-западном берегу Лепельского озера в урочище Песчаница. В устье реки Эссы на острове Лепельского озера были найдены стоянки эпохи неолита (4-2 тыс. лет до. н.э.). В период с X по XII вв. земли Лепельского района входили в состав Полоцкого княжества, а позднее - в состав Великого княжества Литовского.

Первое письменное упоминание о Лепеле относится к 1439 г. в связи с тем, что сын Великого князя Литовского Сигизмунда Кейстутовича Михаил подарил свое Лепельское имение Витебскому римско-католическому костёлу. В 1586 г. местечко Лепель приобрел будущий канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега. В 1589 г. Лев Сапега выступил с инициативой перенести важные городские объекты (замок, церковь и костёл) на южный берег Лепельского озера. Так был основан Новый Лепель - с этого момента месторасположение города не менялось. В 1609 г. Лев Сапега подарил свое имение виленским монахиням-бернардинкам.

По итогам Второго раздела Речи Посполитой 1793 г. Лепель отошел к Российской империи. В период с 1797 по 1805 гг. в Лепеле была построена Березинская водная система - рукотворное водное сооружение, которое соединяло бассейн Днепра с Западной Двиной. Длина водного пути составляла 162 км. Благодаря строительству Березинской водной системы Лепель вошел в новый этап своего развития и постепенно превратился в один из экономических и культурных центров Беларуси. К концу ХIХ в. Лепель был крупным городом - в нем проживало около 6 000 человек, активно развивались сельское хозяйство и промышленность.

В ноябре 1917 г. всего за два дня в городе была установлена Советская власть. Однако, уже в 1918 г. город оккупировали германские войска, а в 1919-1920 гг. - польские. После окончания Советско-польской войны Лепель вошел в состав БССР. В межвоенный период в Лепельском крае функционировало несколько крупных промышленных предприятий: мыловаренный завод, кузницы, артель по производству растительного масла, скипидарный и смолокуренный заводы, кирпичные заводы, льнозавод.
Во время Великой Отечественной войны в ходе полного разгрома советской армии на Западном фронте в Белостокском и Минском «котлах» Лепель был захвачен немецкими войсками 3 июля 1941 г. Во время немецкой оккупации в Лепеле был организован лагерь для военнопленных, а также действовало еврейское гетто (1941-1942 гг.). От немецко-фашистских захватчиков Лепель был освобожден 28 июня 1944 г. в ходе Витебско-Оршанской наступательной операции войсками 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов.

В послевоенный период шло активное восстановление и развитие города. В Лепеле строились фабрики и заводы, жилье, социальные объекты. Была восстановлена уничтоженная фашистами железная дорога Лепель - Орша. В 2009 г. указом Президента Республики Беларусь был утвержден новый герб и флаг города, а в 2010 г. Лепель был награжден вымпелом «За мужнасць i стойкасць у гады Вялiкай Айчыннай вайны».

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Лепель

В Лепеле сохранилось несколько архитектурных памятников истории и культуры. Среди них: памятник деревянного зодчества - 1868 г., возведенная на месте ранее существовавшего храма. По легенде в то время в городе бушевал страшный мор. Одному из горожан явилась в видении Святая Параскева, которая сказала, что если восстановить церковь, то мор прекратится. Как только в городе было начато строительство церкви - мор прекратился.

Также в городе есть католический костел , основанный в 1602 г. по приказу Льва Сапеги. В результате многочисленных войн, пожаров и разрушений костел утратил свой первоначальный облик. Сегодня мы можем увидеть восстановленный в 1876 г. храм в стиле классицизма.

Интерес для туристов представляет скульптура «Лепельский Цмок», размещенная на берегу Лепельского озера и посвященная одноименному персонажу белоруской мифологии. Кроме того в Лепеле функционирует , рассказывающий о истории Лепельского края от эпохи мезолита до наших дней.

На территории Лепельского района расположен эталон нетронутой, естественной природы - . На территории заповедника проложена Экологическая тропа во время прохождения которой можно увидеть около 190 видов различных растений.

Сегодня Лепель - это современный город, в котором функционирует около десятка промышленных предприятий, ГЭС, учреждения культуры и образования.

Город
белор.
54°52′30″ с. ш. 28°41′40″ в. д.
Страна Белоруссия
Область
Район Лепельский
Председатель райисполкома Борис Сергеевич Ефремов
История и география
Первое упоминание 1439
Прежние названия Белое,
Белый (Новый) Лепель
Часовой пояс UTC+3
Население
Население ▲ 17 690 человек (2016 )
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +375 2132
Почтовый индекс 211174
Автомобильный код 2
lepel.vitebsk-region.gov.by

Ле́пель (белор. ) - город на севере , административный центр Лепельского района . Расположен на юго-восточном берегу Лепельского озера в 155 км от и 110 км от . Через город протекают реки Улла и Эсса. Население - 17 690 человек (на 1 января 2016 года).

История

До 1917 года

На территории, которая ныне входит в Лепельский район, люди живут с давних времён.

Первые поселения древних людей на территории Лепельского района появились в эпоху мезолита (среднекаменного века). Стоянки эпохи мезолита (9-6 тыс. до н. э.) обнаружены учёными археологами на юго-западном берегу Лепельского озера в урочище Песчаница. При раскопках найдены многочисленные орудия труда: скребки, резцы, ножи, топор и др. Стоянки более позднего периода эпохи неолита (4000 до н. э. - 2000 н. э.) найдены на острове Лепельского озера, в устье реки Эссы, на южном берегу озера Оконо.

В X-XII в. в. лепельские земли входили в состав Полоцкого княжества, а позже - в состав Великого княжества Литовского.

Первые летописные упоминания о Лепеле относятся к 1439 году. Расположенный на пути «из варяг в греки», Лепель издревле имел стратегическое значение, которое и определило его многовековую историю. В ходе бесчисленных войн за право владения краем город не раз подвергался разграблению и разорению, а Лепельский край - опустошению, но всякий раз Лепель возрождался.

В 1586 году земли, включающие в себя Лепель приобрёл Лев Сапега у Виленской католической кафедры и стал инициатором переноса всех важнейших архитектурных сооружений (замок, церковь и костёл), на другой берег реки. С тех пор Лепель начал своё новое развитие и не менял местонахождения, а о его первоначальном расположении напоминает лишь деревня Старый Лепель, которая сохранила прежнее название.

В новую историю Лепель вступил уже в качестве города, жители которого были наделены правом самоуправления. 5 апреля 1805 года по указу Александра I местечко Лепель получило статус уездного города. Строительство в 1797-1805 г. г. Березинской водной системы, соединившей главнейшие водные транспортные артерии того времени - Днепр и Западную Двину, способствовало развитию города, превращению его в значительный экономический и культурный центр на севере нынешней Белоруссии.

В 1864 году в Лепеле была 1 часовня, 3 православных церкви, 1 деревянный костёл, 4 синагоги, 2 завода, 38 кирпичных и 562 деревянных дома. Из заводов: 1 кожевенный, 1 пивоваренный и 2 кирпичных. В 1844 году в городе был построен Преображенский собор (разобран после Великой Отечественной войны).

К концу Х1Х в. в Лепеле проживало более 6 тыс. человек. Развивалось сельское хозяйство и промышленность. В Лепельском уезде действовали кожевенный, 2 кирпичных и пивоваренный заводы, картонная фабрика, 11 винодельческих заводов и 47 мельниц. Однако по-прежнему ведущее место в экономике занимала заготовка и торговля лесом.С 1814 года работала школа Березинского канала, где в конторе в 1833-1839 г. г. работал белорусский и польский поэт Ян Чечот.

В Лепельском дворянском училище, открытом в 1830 г., преподавал Л. Юцевич, литовский историк и этнограф.

На рубеже XIX и XX столетий в результате строительства десятков тысяч километров железнодорожных путей по направлению к Чёрному и Балтийскому морям Березинская водная система полностью утратила своё экономическое значение. Сегодня это мощнейшее по тем временам гидротехническое сооружение является историческим памятником.

Не обошли лепельскую землю войны и репрессии начала XX века. Только за период с 1920 по 1950 г. г. в Лепельском районе более 800 человек были расстреляны или умерли в местах заключения. Среди них уроженец Лепельщины - поэт Тодор Кляшторный.

На Лепельщине родился и жил полный георгиевский кавалер Конопко Доминик Викентьевич.

В составе СССР

Советская власть на Лепельщине была установлена в течение двух дней в ноябре 1917 г. В 1918 г. территория района была оккупирована немецкими войсками.

С осени 1919 г. по май 1920 г. часть Лепельского района была оккупирована польскими войсками.

В 1920-1930-х годах в Лепельском районе работали леспромхоз, мыловаренный завод, кузницы, артель по производству растительного масла, скипидарный и смолокуренный заводы, кирпичные заводы, типография, ремонтный завод, льнозавод.

В 1925 году строился участок железной дороги

В начале 1930-х годов созданы три МТС.

Широкую известность в начале XX века получило хозяйство «Фатынь» известного садовода-селекционера Иосифа Мороза. На территории усадьбы располагался дендрарий, зоосад, пчелопасека. Его хозяйство было признано лучшим хозяйством края.

В годы Великой Отечественной войны

После разгрома основных сил советского Западного фронта в Белостокском и Минском «котлах» немецкие войска группы армий «Центр» вышли на оперативный простор и начали продвижение к линии рек Западная Двина и Днепр. Лепель, в районе которого располагались крупные военные склады, обороняли только курсантский полк Лепельского артиллерийско-миномётного училища (дислоцировалось в посёлке Боровка), а также отошедшие на восток отдельные подразделения и пограничники. Возглавил оборону начальник Лепельского гарнизона генерал-майор Б. Р. Терпиловский. На рассвете 2 июля 1941 года немецкая авиация совершила первый налёт на Лепель, а к вечеру к городу подошёл передовой отряд немецкой 7-й танковой дивизии и начал обстрел со стороны деревни Стаи.

3 июля 1941 года Лепель был занят противником. На следующий день немецкие войска переправились через р. Улла и продолжили наступление на восток. Группа генерал-майора Б. Р. Терпиловского приняла участие в обороне , затем уцелевшие курсанты были направлены в - место новой дислокации училища.

6-10 июля 1941 года советские войска предприняли наступление на Лепельском направлении (так называемый «Лепельский контрудар»), которое закончилось провалом.

Евреи Лепеля, не успевшие эвакуироваться, были согнаны нацистами в гетто и в феврале 1942 года убиты.

Во время оккупации в Лепеле размещались пересыльный лагерь для военнопленных, немецкая диверсионно-разведывательная школа,одна из групп тайной полевой полиции, а также дислоцировалось одно из подразделений айнзатцкоманды 9 айнзатцгруппы Б.

Лепель был освобождён 28 июня 1944 года в ходе Витебско-Оршанской операции войсками 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронта.

После войны

Восстановление города шло быстрыми темпами. Возводились заводы, фабрики. Строилось жильё, школы, детские сады. Восстановлена железная дорога Лепель - Орша. Большинство объектов было построено именно при Советской власти, так как в основном город был уничтожен немецкими оккупантами.

В составе Республики Беларусь

Город Лепель награждён вымпелом «За мужнасць i стойкасць у гады Вялiкай Айчыннай вайны» в 2010 году. Указом Президента Республики Беларусь № 277 от 2 июня 2009 года утверждены герб и флаг города Лепеля.

Сегодня здесь активно развиваются предприятия, сфера торговли. Активное жилищное строительство постоянно увеличивает площадь города. Среди наиболее обсуждаемых перспектив города являются бассейн, ледовая арена, гостиничный комплекс, железнодорожное сообщение со станции Крулевщина, реконструкция Березинской водной системы.

Экономика

В городе действуют следующие предприятия:

  • Лепельский молочно-консервный комбинат
  • Лепельский хлебозавод
  • Лепельский электромеханический завод
  • Лепельский комбикормовый завод
  • Лепельский ремонтно-механический завод
  • Лепель ПДО(швеймебель)
  • Лепельский лесхоз
  • Льнозавод
  • Лепельская ГЭС

Транспорт

Автомобильный транспорт

Город Лепель - автомобильный транспортный узел. По восточной границе города проходит магистраль М3 . Помимо этого, Лепель связан сетью автодорог с другими городами Республики: Р15 (Кричев - Р46 - граница Российской Федерации), Р86 (Богушевск (от M8 ) - Сенно - Лепель - Мядель), Р116 (Ушачи - Лепель),Лепель - Улла - Городок.Автовокзал Лепеля обслуживает автобусы более чем 15 направлений, в том числе на Минск, Витебск, Полоцк, Москву, Таллин, (отменён), Барановичи, Верхнедвинск, Докшицы, Ушачи, Новолукомль, Оршу.

Железнодорожный транспорт

В городе есть действующий железнодорожный вокзал. Железная дорога связывает Лепель с . Дважды в сутки по будням и трижды по выходным и праздничным дням между городами курсирует пассажирский дизель-поезд.Перспективным является сообщение со станцией Крулевщина.

Речной транспорт

Березинская водная система (ныне не используется), озёрные прогулки осуществляются по Лепельскому озеру.

Воздушный транспорт

В 1960-х годах XX-го века существовал аэропорт, с которого выполнялись регулярные рейсы в Минск, Витебск, Чашники, Полоцк.

Городской транспорт

Городской общественный транспорт представлен автобусами.

Культура

В городе действует краеведческий музей. При станции Лепель имеется музей железнодорожного участка Лепель - Орша. Работает Дом ремёсел и Дом культуры. Регулярно проводится конкурс «Матчыны кросны».

Образование

В Лепельском районе имеется 36 учреждений образования и спорта, среди которых:

  • 2 средние школы и 1 гимназия;
  • Лепельский государственный аграрно-технический колледж;
  • Лепельский государственный профессиональный лицей.

Проживали

  • Бровка, Пётр Устинович - народный поэт Белоруссии, академик АН БССР
  • Чечот, Ян - белорусский поэт
  • Макарова, Антонина Макаровна - русская коллаборационистка времён Великой Отечественной войны

Достопримечательности

  • Церковь Святой Параскевы Пятницы (1841-1844) - деревянное здание
  • Римско-католическая церковь Святого Казимира (1857-1876)
  • Березинская водная система
  • Склад виноочистки (1897)
  • Православная часовня Святого Георгия (1900)
  • Железнодорожное депо (конец XIX-начало XX вв.)
  • Узел связи (1902)
  • Католическое кладбище, в том числе брама (XIX в.) и часовня-надмогилье (XIX в.)
  • Площадь Свободы (бывшая Соборная пл.)
  • Памятник Льву Сапеге (2010; скульптор Л. Г. Оганов)
  • Старинное еврейское кладбище. Сохранившиеся могилы от 1812 года (возраст захоронений намного больше, так как ранее на могилах использовали в основном деревянные надгробия, поэтому многие могилы теперь утеряны). Могильные камни подписаны на древнееврейском языке.
  • Ведьминская роща
  • Скульптура «Лепельский Цмок» на берегу Лепельского озера в городском парке (9.11.2013, скульптор Лев Оганов)

Галерея

См. также

  • Лепельское гетто
  • Церковь Святого Казимира (Лепель)
  • Березинская водная система

Примечания

  1. Лепельский районный исполнительный комитет
  2. Численность населения на 1 января 2016 г. и среднегодовая численность населения за 2015 год по Республике Беларусь в разрезе областей, районов, городов и поселков городского типа.
  3. Как в Лепеле чуть не взошла «Венера». lesgazeta.by. Проверено 28 августа 2018.
  4. Лепель1941. Великая Отечественная война. - ЛЕПЕЛЬ -ВСЁ ПРО ЛЕПЕЛЬ (рус.) . mistikatv.ru. Проверено 28 августа 2018.
  5. Образование. Лепельский районный исполнительный комитет. Проверено 1 марта 2018.

April 19th, 2015 , 09:31 pm

Лепель (ударение на первый слог) - второй после Докшиц белорусский город, осмотренный нами жарким летом 2012-го. Лепель выглядит больше и солиднее Докшиц, похожих скорее на посёлок. Здесь и народу побольше, и интересностей. В Лепеле есть скромных размеров сохранившийся кусок старого города и вокзал тупиковой ж/д ветки . Помимо всего прочего, Лепель стоит на берегу живописного озера.

Посмотреть, как живёт среднестатистическая среднеразмерная белорусская провинция примерно в середине страны - под катом.

1. Центральная площадь Лепеля - Свободы - это перекрёсток с большим круговым движением, внутри которого расположен скверик с клумбами и Лениным, а снаружи, вдоль окружности, - административные здания.
Одно из них - райисполком, местная администрация:

2. Википедия утверждает, что в окрестностях Лепеля люди жили ещё за 9 тысяч лет до нашей эры. В Лепельском районе археологи обнаружили стоянки эпохи мезолита.
Помимо администрации на центральной площади - дом культуры:

3. Тёплым августовским вечером, после дождя, над мокрым лепельским асфальтом и Лениным появилась радуга:

4. История Лепеля в целом похожа на историю соседних Докшиц и типична для этих краёв. Начал своё существование в виде деревни в Полоцком княжестве, а позднее - в Великом княжестве Литовском.
Вдоль центральной площади также расположился местный филиал Беларусбанка и несколько магазинов, в том числе - обязательный "Белвест".
На фото, посреди клумбы перед двухэтажным розовым зданием присутственных мест, видно памятник лепельчанину. Я почему-то не сфотографировал его поближе, видимо не заметил:

4а. Поэтому привожу фото из сети. Памятник совсем свежий, 2011-го года. В Лепеле, как говорят, появилась своеобразная традиция устанавливать новые памятники чуть ли не каждый год, на день города. Ещё парочка памятников из этой серии будет ниже. Многих удивляет, почему лепельчанин представлен этаким селюком, верхом на овце, с поросём и курой подмышкой.
Фото взято отсюда: http://www.lepel.by/news_396.html

5. Первое упоминание о Лепеле относится к 1439-му году. Как и большая часть Беларуси, находящейся на пути военных атак на Россию, Лепель много раз подвергался нападениям и разграблениям.
Одна из главных достопримечательностей Лепеля - здание почтамта 1902-го года (кирпичное, справа), до сих пор используемое по прямому назначению. Слева к нему вплотную примыкает здание отдела образования Лепельского райисполкома.

6. Мы посетили Лепель дважды - вечером выходного дня, когда на улицах было достаточно многолюдно, и днём буднего дня, когда улицы Лепеля были пустынны чуть менее чем полностью. Этим же вопросом - куда все подевались - я задавался и в рассказе про Докшицы.
Вид на сквер, расположенный внутри кругового движения на центральной площади. Клумбы там, кстати, шикарные. Как можно догадаться по количеству людей, это именно вечер выходного дня:

7. Изначально Лепель располагался на острове в Лепельском озере и частично на западном берегу, где сегодня находится деревня Старый Лепель.
Там же, на главной площади, - школа мастацтваў, что означает, видимо, школу искусств:

8. В 1558-1583-м существовал Лепельский замок. Статус города - с 1563-го. В 1586-м Лепель продан известному меценату, гетману Льву Сапеге. С ним Лепелю повезло несколько больше, чем Докшицам, которые польско-литовские помещики бесконечно продавали, передавали, наследовали и делили. Сапега дал городу определённый толчок в плане развития, в том числе и промышленного. Плюс, именно он в 1586-м основал в деревне Белой, на берегу, городок Белый Лепель, или Новый Лепель, куда были перенесены торговый центр, костёл и церковь. Именно этот Лепель уже и дошёл до наших дней. Поэтому кое-где Сапегу называют аж основателем Лепеля, хотя город до него уже существовал более века.
От центральной площади по уютным лепельским улочкам направляемся в сторону озера:

9. С 1793-го Лепель - в составе России. В 1805-м по указу Александра I город получил статус уездного. Лепель стал значимым торговым и культурным центром, в городе появились аптека, училище, православный собор и католический костёл. После пожара 1833-го года город стал застраиваться по регулярному плану.
На улице Ленинской сохранилось небольшое число красивых дореволюционных зданий. Это здание занимает райисполком, не уместившийся в новом, показанном на фото 1. Справа виден жёлтого цвета переход между ними, т.е. фактически они срослись:

10. К концу XIX-го века Лепель разросся до 6 тысяч человек. В городе на 3 православные церкви - 4 синагоги. Действует 4 завода. В 1844-м построен крупный Преображенский собор, разобранный после войны.

11. В начале XX-го века Лепель, как и вся Беларусь в целом, оказался под катком непрерывной череды войн, оккупаций и захватов, в том числе - немецая оккупация во время Первой мировой, польская - в 1919-1920-м.
Бывшие торговые ряды, которые ныне заняты местной союзпечатью и страховой:

12. Но страшнее всего, конечно, прокатилась Великая Отечественная война. Фашисты заняли город 3-го июля 1941-го, подвергнув его бомбардировке. Освободили его лишь в июне 1944-го.
В 1941-м в Лепеле было организовано гетто, куда были переселены евреи со всего города и его окрестностей. В гетто евреи находились в нечеловеческих условиях, многие погибли. Уже в начале 1942-го все они были убиты. В общей сложности немцы уничтожили в Лепеле более 5000 человек.
На фото - здание редакции газеты "Лепельский край":

13. В конце Ленинской улицы, почти на берегу озера, стоит костёл Святого Казимира - характерный католический собор. Построен в 1857-1876 на средства местного обывателя. В 1935-м костёл был закрыт, а священник арестован. Сначала здание было заброшенным, а в 70-80-х в нём располагался гараж и трансформаторная подстанция. Богослужения возобновились в 1993-м.

14. Католичество было развито в Лепеле задолго до постройки костёла Святого Казимира. Приход был основан в 1602-м году, когда Лев Сапега приказал построить здесь католический храм.

15. У стен костёла в 2010-м установлен предсказуемый памятник Льву Сапеге. Это как раз один из тех памятников, заложивших вышеописанную лепельскую традицию по ежегодной установке новых скульптур. Лев Сапега в Смутное время участвовал в подготовке интервенции польских войск в Россию и поддерживал обоих Лжедмитриев.
Уже в 2013-м, после нашей поездки, в городе был установлен памятник Цмоку - легендарному существу, проживающему в белорусских болотах и озёрах, в частности - в Лепельском.

16. Беларусь, и в особенности Витебская область, - край живописных озёр. И образ Лепеля как типичного белорусского города дополняется Лепельским озером, на берегу которого он расположился. Лепельское озеро достаточно крупное, по длине береговой линии занимает третье место в стране.

17. Выйти на живописный берег озера можно в пяти минутах ходьбы от центральной площади - в местном ПКиО, наполненном симпатичными советскими артефактами.

18. Воскресным вечером в Лепеле относительно людно. Очень много молодёжи. Ребята тусуются группами, громко общаются, выпивают. По дорогам катаются какие-то убитые BMW с ревущими глушителями. В воздухе витает ощущение лёгкой опасности, чего совсем не ждёшь от Беларуси, образ которой наполнен исключительно черникой, аистами, санаториями и советской ностальгией. Атмосфера скорее как в украинских городках. Ощущение Украины усилилось от обилия темноволосых девушек с характерными чертами лица. Всё-таки, белоруски очень узнаваемы, и от украинок отличаются сильно.

19. Лепель неожиданно оказался родственнен недавно посещённому нами в Тверской области - в окрестностях Лепеля в конце XVIII-го века была построена похожая на вышневолоцкую березинская водная система каналов, соединившая Днепр (бассейн Чёрного моря) и Западную Двину (Балтийское).
В отличие от Вышнего Волочка, каналы березинской системы не проходят непосредственно через город, да и сохранились они гораздо хуже, чем каналы вышневолоцкой системы, поэтому в городе это в глаза не бросается. Тем не менее, Лепельское озеро является частью этого водного пути, а за городом, на территории Лепельского района, всё ещё остаются заброшенные каналы.
Русалка на берегу озера - ещё один памятник из разряда "ежегодных". Должна отсылать к копенгагенской скульптуре русалки, но учитывая её комплекцию и пень, на котором она сидит, вспоминается скорее мультфильм "Иван Царевич и серый волк":

20. Также на реке Улла, вытекающей из Лепельского озера, недалеко от города находится небольшая ГЭС 1958-го года постройки. При строительстве ГЭС была запружена небольшая территория, в результате чего вода в озере поднялась на 3,5 метра, из-за чего Лепельское озеро иногда называют водохранилищем. В 70-х ГЭС была заброшена, в 2003-м реконструирована и запущена заново, причём в работу вновь запущены две турбины 50-х годов, не потерявшие за 30 лет простоя пригодности к эксплуатации.
Приятный факт о возрождении заброшенных когда-то объектов. Может быть, и водную систему когда-нибудь пиведут в порядок.
Летняя сцена в парке:

21. Советская эпоха в истории Лепеля ознаменовалась масштабным восстановлением разрушенного войной города, а также появлением большей части лепельской промышленности.
Лепельчанки купаются на закате:

22. Если мне не изменяет память, эти три домика на западном берегу озера находятся как раз-таки на историческом месте расположения Лепеля.

23. В Лепеле есть штрихи и помимо гоповатой молодёжи, несколько выбивающие его из красивого образа синеокой. Например, откровенные грязь и мусор на паре улиц, заброшенные дома.

24. А ещё, уж простите за подробности, в Лепеле - худший из когда-либо виденных привокзальных туалетов, которым волею случая пришлось воспользоваться. Фотографировать его не пришло в голову. На фото - нужник в парке:

25. Однако, возвращаемся к хорошему. На Ленинской улице - бани типового советского проекта. Проекта, правда, достаточно удачного. В иных промышленных городках это здание вполне может быть самым красивым в городе.
Близнецов этих бань видели много где, например - в Новоульяновске .

26. В это заведение зашли с намерением выпить по чашке кофе и робкой надеждой на какую-нибудь выпечку. На первом этаже - кафе. Вроде бы и открыто, но девушки сказали, что уже не работают и отправили на второй этаж, в ресторан.
В ресторане три белорусские красавицы собравшись в группу предавались общению. С трудом отобрав у них нехитрое меню, нашли в нём вожделенный кофе, но возможности заказать так и не получили. Девушки не смотрели в нашу сторону вообще, на обращения ответили безразличием. В итоге, в предприятие общественного питания удалось попасть уже в РФ, в Смоленской области.

27. По-моему, самая длинная и мозгосносящая аббревиатура, которую я когда-либо видел:

28. Из центра потихоньку отходим к окраинам.
Церковь рождества Христова 2000-х годов:

29. Рядом с вокзальной площадью расположилась Спасо-Преображенская церковь 2004-го года. Подходить ближе поленились:

30. По соседству - церковь адвентистов седьмого дня:

31. На привокзальной площади установлен БМП (?) "в память воинам, с честью выполнившим священный долг защитника родины":

32. Вокзал тупиковой ж/д ветки "Орша - Лепель", построенной в 1925-м. Пригородное сообщение с Оршей представлено двумя с половиной парой поездов:

33. Красивое здание на ул. Советской - вроде бы школа:

34. Одно из самых интересных зданий города - дореволюционная винокурня, называемая также "складом виноочистки" (1897):

35. Напротив рыночной площади - солидный для Лепеля универмаг с раритетной советской вывеской. Это, кстати, середина буднего дня - на улице ни души:

36. Как и в , значительная часть города - частный сектор. Как и в Докшицах, вода добывается вёдрами из колонок:

37. В отличие от Докшиц, в Лепеле есть хоть какая-то промышленность, создающая в городе рабочие места. Это, помимо железной дороги и восстановленной ГЭС, - молочный комбинат, продукцию которого даже довелось попробовать, хлебозавод, электромеханический завод, выпускающий зубчатые колёса и почему-то мебель, лесхоз и ещё кое-что по-мелочи.

38. Частный сектор в Лепеле также весьма живописен - симпатичные яркие домики, ухоженные палисадники, аккуратные заборы:

39. Где-то слышал, что колёсные колпаки над входом - не просто украшательство, а дань старинной религиозной традиции этих мест - круг должен символизировать солнце:

40. Новые многоэтажки в Лепеле не сказать что архитектурные шедевры, но вполне имеют право на жизнь. Напоминают таковые в иных регионах России - например, в Мордовии .

Лепель - неплохой, аккуратненький городок, не лишённый достопримечательностей. Сюда вполне можно заехать, чтобы составить общее впечатление о провинциальных городках центра и севера Беларуси. Главное, взять с собой еды и термос с кофе или чаем...