В субботу после первого этапа реконструкции в Петербурге для посетителей . Пока законченный вид обрела лишь парковая зона. Из шести исторических зданий, расположенных на острове, работы завершены лишь в Доме коменданта, где теперь разместится офис девелопера. На ноябрь запланировано открытие бывшей кузни, в котором заработает клуб и ресторан, следующим летом - «Бутылки», причудливой кольцеобразной постройки, где когда-то размещалась гауптвахта, а с 2019 по 2025 годы организаторы обещают поочерёдно вводить в эксплуатацию здания складов - три самые крупные объекта на острове.

Однако уже теперь Новая Голландия становится важной точкой на культурной карте города (только в сентябре здесь запланировано больше десяти любопытных мероприятий) и, главное, исключительно приятным местом для прогулок - несмотря на компактные размеры, проект следует считать образцом по части организации пространства и скромной красоты северных парков.

The Village составил краткий гид по всему, на что следует обратить внимание на острове, для посещения которого сейчас, после того как схлынули толпы народу и исчезли очереди на вход, пришло самое время.

История

Новая Голландия - рукотворный остров, возникший в 1719 году, когда между Невой и Мойкой были прорыты Адмиралтейский и Крюков каналы. Почти сразу здесь началось строительство складов корабельного леса, архитектурные проекты менялись трижды, в результате чего привычный вид комплекс получил только к концу XVIII века. Фасады и эффектная классицистическая арка были выполнены по проекту француза Валлен-Деламота. Строительство на этом не закончилось, позднее здесь были возведены ещё больше десятка сооружений, включая здание морской тюрьмы, пруд «Ковш», бассейн, предназначенный для кораблестроительных опытов, и радиостанцию морского штаба.

На протяжение почти всей истории остров был закрыт для любых посещений. Только в 2004 году все объекты были окончательно переданы городу, после чего объявили конкурс на реконструкцию, в котором победил проект Нормана Фостера, предполагавший возведение амфитеатра под стеклянным куполом и дорогостоящее подземное строительство. Тот первый проект успел получить несколько международных архитектурных призов, но не был реализован в связи с банкротством инвестора.

Новый конкурс в 2010 году выиграла компания «Новая Голландия девелопмент», входящая в группу Millhouse, принадлежащую Роману Абрамовичу. К разработке проекта реставрации привлекли голландское архитектурное бюро West 8, отвечающее также за концепцию Тверской улицы в Москве.

От идеи строительства новых зданий на острове отказались в пользу идеи создания парковой зоны, а все коммерческие площади было решено разместить в реконструированных исторических постройках. При этом девелопер не просто ведёт бизнес, но и полностью курирует пространство: отбирает арендаторов, формирует программу культурных событий и контролирует целостность концепции. За эту работу отвечает фонд «Айрис» Дарьи Жуковой и персонально - креативный директор острова Роксана Шатуновская.

Как устроен новый парк

Деревья

Прежде деревья если и росли на острове, то лишь в самых неподходящих для этого местах, например на крышах. Теперь одним из главных поводов для гордости архитектурного бюро West 8 стала липовая аллея из более чем 200 взрослых деревьев, которые были выращены в европейских питомниках, привезены и высажены вдоль Адмиралтейского канала. Кроме них, на территории появилось несколько ив, дубов и ель, которую будут украшать к новогодним праздникам.

Временные павильоны

Вдоль аллеи появилось шесть временных павильонов из дерева, стекла и металла, в которых разместили информационный киоск с сувенирами, лавки с едой и входы в подземные туалеты, оборудованные подъёмниками для людей с инвалидностью. За их дизайн отвечали архитекторы Сергей Букин и Людмила Леонтьева, которые выполнили их в стилистике лаконичных дачных построек северного модерна.

Самый крупный павильон предназначен для проведения выставок, кинопоказов и лекций: сейчас в нём работает выставка работ художников-стипендиатов московского музея «Гараж», которую сменит персональная проект Арсения Жиляева. Что будет происходить в павильоне зимой, пока неизвестно, полноценный обогрев пространства не предусмотрен, и потому выставочную деятельность здесь на зиму планируется приостановить.

Газон

По центральному газону, устроенному по всем правилам и устойчивому к вытаптыванию, наконец-то можно свободно ходить без риска нарваться на замечания охранников. На нём устроена сцена, спроектированная по эскизам парковой сцены Сестрорецкого курорта, разрушенной во время Великой Отечественной войны. Именно здесь в тёплое время года будут проводить большинство концертов, лекций и кинопоказов. Но и в зимнее время пустовать центральное пространство не будет - уже в ноябре здесь появится большой каток.

Травяной сад

Территорию перед зданием бывшей кузни отвели под травяной сад, в котором высадили специи и декоративные растения. Предполагается, что ухаживать за ним будут сами горожане. Для того чтобы в следующем году высадить на месте декоративной капусты, любистока, шалфея и петрушки что-то новенькое, нужно зарегистрироваться на сайте проекта.

Детская площадка

Главным детским развлечением в Новой Голландии стал игровая площадка, которая представляет собой макет фрегата «Пётр и Павел» почти в натуральную величину. За его строительство отвечала студия West 8, а внутренним оснащением занималась немецкая компания Richter, которая проектирует подобные объекты по всему миру.

Еда и напитки

На территории парка есть два киоска с едой. Сейчас в одном из них работает представительство московской бургерной Ferma at Home: здесь готовят чёрные бургеры (350 рублей), запечённую кукурузу с сыром манчего (200 рублей) и разливают сидр и пиво (200 рублей). В другом - расположен проект Deli от сети пекарен «Волконский». В меню - супы (200 рублей), салаты (250–350 рублей), ланч-боксы с лососем или ростбифом (350 рублей), сэндвичи (250–270 рублей), а ещё круассаны и другая выпечка. Предполагается, что эти лавки поселились здесь не навсегда, время от времени арендаторы будут меняться.

«Кузня»

Здание бывшей кузни станет первой исторической постройкой, которая откроется для посетителей. По плану, это должно произойти уже в ноябре, когда в ней заработает клубный проект «Кузня». Обещано, что заведение объединит в себе сразу несколько функций, это будет ресторан, лекционный зал, пространство для работы, кинопоказов и концертов. Внутреннее оформление здания будет выдержано в стилистике дореволюционных петербургских гостиных.

«Бутылка»

Здание, построенное в XIX веке Александром Штаубергом для морской тюрьмы и получившее прозвище благодаря характерной форме, напоминающей горлышко бутылки, откроется позже запланированного - летом следующего года и примет на своей территории коммерческие проекты, отбором которых уже сейчас занимаются организаторы. Предполагается, что каждый этаж будет иметь собственную функцию. На первом разместят кафе и небольшие лавки с едой, второй отведут под дизайнерские шоурумы, большой книжный магазин музея «Гараж», антикварную лавку и магазин виниловых пластинок. Третий - соберёт проекты, связанные со спортом и красотой (вроде залов для занятий йогой, сайклинг-студии и салона красоты). Наконец, под самой крышей будет работать детский образовательный клуб «Чердак». Несмотря на то что всё это появится здесь ещё через год, уже в декабре во дворе здания планируется провести большой новогодний базар.

Детали

Бывший опытовый бассейн «Ковш» теперь окружён чугунной оградой, которую выполнили по образцу той, которая окружает привычные набережные в центре города. Так же поступили с фонарями и редкими скамейками - их тоже не стали выдумывать заново. Единственным исключением стали лёгкие металлические стулья и кресла, которые можно свободно перемещать по газонам, - их дизайн повторяет мебель из Люксембургского сада в Париже.

Антон Белов

директор Музея современного искусства «Гараж»

Понятно, все ожидают, что сейчас здесь откроется филиал «Гаража» или петербургское отделение музея, но пока это физически невозможно, для этого нет площадей, и, соответственно, даже обсуждение этого вопроса пока не имеет смысла. Мы взаимодействуем с Новой Голландией по понятным причинам и уже сделали несколько совместных проектов. Так что сейчас, когда остров открывается, логично, что именно мы делаем первую выставку. Дальше будет открываться здание морской тюрьмы, и мы уже договорились, что там разместится музейный магазин «Гаража», чтобы наша литература находилась здесь в постоянном доступе, планируем на следующий год и какие-то совместные выставочные проекты: лэнд-арт, скульптура, какие-то вещи, которые смогли бы оживить остров. Новая Голландия находится в развитии, и я думаю, как только будет окончательно понятна концепция и запрос от жителей Петербурга, можно будет подумать и о чём-то более масштабном и глобальном.

Давайте говорить честно, Петербург - это довольно снобский сложный город со своей харизмой и спецификой, здесь есть гигантские музеи, которые тоже теперь занимаются современным искусством, такие как, например, Эрмитаж, - и мы не хотим никому здесь ничего навязывать. Мы ведём свою постоянную деятельность: наш научный отдел теперь регулярно посещает Петербург, мы исследуем архивы местных художников, арт-деятелей, изучаем, какие здесь происходят образовательные активности, как строится работа с людьми с инвалидностью. У нас есть самый большой архив по современному российскому искусству, и, когда «Гараж» закончит работу по созданию такого архива, связанного с Петербургом, наверное, будет логично, если мы станем хранить его здесь.

Джон Манн

начальник управления информационной политики компании Millhouse

Я горжусь своими коллегами. Я был здесь в марте, видел, что было тогда, и то, что они сделали за эти пять месяцев, - это просто великолепная работа. Конечно, не всё полностью готово, есть какие-то маленькие недоделки, но в целом создана прекрасная парковая зона для города.

Очень много работы, которая была проведена, остаётся незаметной. Не только, например, реконструкция «Ковша», но и набережная Адмиралтейского канала, которую мы переделали полностью, подземные инженерные сети, которые никто не видит, но на которые мы потратили очень много времени. Мы укрепили фундаменты складов, отремонтировали крыши, здание «Кузни» восстановили практически с нуля, поскольку оно было разрушено, там внутри деревья росли. В «Бутылке» работа сейчас идёт полным ходом, к сожалению, нам пришлось перенести открытие на следующее лето, хотя изначально мы планировали закончить к декабрю. Поэтому да, главная задача такого строительства - попасть в срок, но ещё важнее сделать всё хорошо.

В Петербурге я оказался первый раз 16 лет назад, нужно сказать, тот первый опыт был не очень положительным. С тех пор как мы выиграли тендер, я стал приезжать чаще и полюбил город, он стал очень приятным, здесь многое изменилось. Появились новые симпатичных места: не только улица Рубинштейна, но и, например, район улицы Некрасова, так что я думаю, что Петербург идёт своим путём. Все эти маленькие рестораны с понятной концепцией и уютной атмосферой - конечно, это есть и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и даже в Москве, но мне они кажутся очень питерскими. И этот проект, когда мы его запускали, постоянно сравнивали и с нью-йоркскими, и с лондонскими парковыми зонами, но в реальности он получился очень своеобразным, и я думаю, так и будет.

Да, Новая Голландия - это не новомодный район на островах где-то на Неве, не территория иностранного государства, не название пляжа или развлекательного центра. Новая Голландия - это маленький остров, в который влюблены многие петербуржцы. Меня это место манит словно магнит с того самого дня, как его ворота радушно открылись для посетителей. Открытие и закрытие сезона - это праздник, а где праздник - там салют и радость. Это любовь, окончательно и бесповоротно!

История основания

Изначально на месте нынешней Новой Голландии и не было никакого острова.

В начале XVIII века, когда Петр I решительно выстраивал город на болотах, возвели Адмиралтейство, а по другую сторону от него - верфи. Для доставки материалов для строительства кораблей к верфям были прорыты каналы, которые носят название Крюков и Адмиралтейский, соединившие Неву и реку Мойку.

Само название острова, по легенде, получило название благодаря сходству территории близ Адмиралтейства с Голландией, сходство немудрено - над строительством верфей работали именно голландцы. Любопытный факт упоминается в Википедии: Петр I объявил Новую Голландию первым российским военным портом указом от 21 сентября 1721 года.

Остров оказался очень удобным местом для хранения леса, поставлявшегося на строительство кораблей, так как верфи размещены непосредственно вблизи Новой Голландии. Строительство сооружений для хранения леса, а также складских помещений то шло, то останавливалось, то всё менялось, то вновь проектирование и стройка продолжались. Существует мнение, что Петр I лично курировал все изменения острова, очень уж ему нравился этот кусочек земли. Лишь к концу XVIII века облик острова принял такой вид, каким мы его знаем сейчас: пруд посередине, строения по периметру и незабываемая арка Валлен Деламота.

Подробнее об истории острова можно почитать на официальном сайте Новой Голландии.

Новая история Новой Голландии

Помимо хранения леса, территория острова использовалась и для военных нужд вплоть до начала 2005 года, когда Новая Голландия была передана в городское владение.

Пожар в конце 2004 году уничтожил некоторые исторические постройки на острове. До сих пор некоторые историки утверждают, что постройки имели культурную ценность, городские власти же настаивают на противном - обычные здания. В любом случае было решение восстанавливать остров для горожан. Первый одобренный проект реставрации острова по неизвестным причинам так и не был реализован, зато второй второй был успешно начат и реализовывается до сих пор (окончание работ планируется организаторами на 2025 году, а все работы по благоустройству и и восстановлению культурного наследия острова разбиты на 4 этапа).

Два лета 2011 и 2013 годов были невероятно активными в моей жизни - каждый свой свободный вечер я непременно хотела провести в Новой Голландии. Организаторы очень старались: ежедневная культурная программа была столь насыщенной, что, казалось. можно загружаться всей семьей с самого утра и выгружаться после закрытия парка: с утра до вечера посетителей любых возрастов ждали марафоны развлечений - были и мастер-классы, и йога, и лекции известных личностей, и концерты, и творческие вечера. За это время, как выяснилось, организаторы собирали материалы о посетителях, чтобы впоследствии наилучшим образом организовать пространство острова в полном соответствии пожеланиям. С сентября 2013 года и до конца августа 2016 года Новая Голландия была закрыта для посещений.

В конце лета 2016 года наконец ворота острова открылись, чтобы никогда не закрываться (за исключением ночного времени).


По задумке авторов проекта по реставрации (к слову, голландцев) оставшиеся постройки будут укреплены, полностью отреставрированы и открыты, а прочая территория по кусочкам распределена... нет, не в качестве аренды торговых площадей - для тех или иных активностей: детская площадка, каток (в зимнее время), грядки для выращивания овощей, территория для проведения различных мероприятий и много другое. В солнечный день можно сюда прийти, занять кресло-раскладушку и наслаждаться солнечной ванной. Особо отмечу особую атмосферу, за которую я очень люблю Новую Голландию: вы словно оказываетесь за городом, в тишине, среди природы, а наверху - огромное свинцовое и вечно дождливое синее небо!

Так остров выглядел летом 2016:


Кстати, продолжение канала (слева) засажено деревьями, видите? А всё вот почему:


Как добраться

Новая Голландия находится и в центре города, и одновременно скрыта от глаз туристов.

Добраться до нее можно довольно легко, особенно если накануне вы посещали знаменитый Мариинский театр - остров находится всего в нескольких метрах от нового здания театра. Пройдите прямо по улице Глинки по направлению к Неве.

Самый простой и надежный путь, занимающий минут 25 пешком: пройти перпендикулярно Невскому проспекту в сторону Исаакиевского собора (по улице Малая Морская, где синие звездочки, или Адмиралтейскому проспекту, где красные, будет быстрее всего, а далее - по тому самому Конногвардейскому бульвару и вы выйдете аккурат на площадь Труда к Новой Голландии. Еще минут 5-7 прогулочный шагом прямо и дойдете до входа (для посетителей он на острове один). Или пройдитесь от Невского проспекта по Большой Морской, которая также приведет к острову, только времени придется затратить чуть побольше, хотя виды вокруг вполне это компенсируют, поверьте!

P.S. Мест для стоянки машин почти нет в округе, зато есть велостоянка у входа и можно пришвартоваться также где-нибудь недалеко! :)

Оазис культурной жизни

Несмотря на то что реставрационные работы продолжаются, остров открыт для посещений, причем, бесплатного. В первую очередь, Новая Голландия - это парковая зона с прекрасным ансамблем исторических построек. Каждый сезон организаторы предлагают еженедельное расписание мероприятий, и здесь и стар и млад всегда найдет себе занятие по вкусу!


Зимой открыт каток с прекрасной музыкой, подсветкой и прокатом всего необходимого. Летом организуются интересные концерты, творческие встречи, выступления, лекции, кинотеатр под открытым небом, мастер-классы по различным премудростям и мастерствам. Помню, мы, посетители ждали выступления А. Филиппенко и, несмотря на дождь, никто не ушел - многие стояли под открытым небом, так как мест под козырьками уже не было; вечер был невероятно теплым на каком-то тонком душевном уровне, словно дома встретились большой семьей. Обычное дело в Новой Голландии.

Можно прийти абсолютно в любое день и время дня и интересно провести время. Даже если это время перерыва в мероприятиях. Купите супчик или что-нибудь вкусное, займите кресло повернитесь к солнцу (пруду, цветам, каналу, зданиям) и наслаждайтесь жизнью! Удивительно, но гарантирую: вы отдохнете как в отпуске. Мысли (и эмоции) успокоятся и разлягутся на нужные полочки без лишних медитаций и успокоительных. Возможно, это влияние исторического духа, возможно, отдаленность от городского шума, возможно, удачное расположение всего вокруг.

Остров изнутри

На пространстве острова, открытому к посещению, компактно размещены:

  • детская площадка (со специальным покрытием для не травмоопасного и мягкого падения!);
  • сцена;
  • киоски с едой;
  • клуб, ресторан и кафе-кулинария (здание Кузня);
  • павильон (с интересными историческими выставками);
  • инфоцентр.

И, что важно, никогда не бывает очередей в туалетные комнаты, которые оборудованы не хуже гостиничных.

Также обещают открыть здание Дома Коменданта, где будет функционировать школа креативных индустрий, а также здание Бутылки, где каждый этаж послужит для какой-то цели, преимущественно коммерческой: книжный, антикварный магазины, лавка по продаже виниловых пластинок, балетные классы и студия йоги... словом, поживем-увидим.

В Доме Коменданта раньше действительно жил комендант с семьей, а вот здание Бутылка именуется так из-за своей формы. Если посмотреть сверху, то увидите горлышко бутылки. Когда-то давным-давно здесь располагалась тюрьма, с того времени, как гласит легенда, и говорят: не лезь в бутылку.


Вход на остров свободный (однако вам придется пройти через рамку и показать сумки - проносить с собой воду и алкоголь строго запрещено), туалеты также бесплатные, цены в киосках на еду и напитки вполне средние (кофе 100-120 руб, чуть подороже бургеры), сувенирную продукцию можно приобрести в киоске инфопункта. Время от времени на остров приглашают интересные тематические ярмарки, устанавливают фото-будки и организуют музыкальные импровизации. А про огород и цветочки я вообще молчу - ле-по-та в чистом виде!

Напоследок

Я очень люблю Новую Голландию. Я люблю этот вкус 300-летней истории, люблю непередаваемое ощущение счастья и покоя при посещении острова, люблю мероприятия и вежливый персонал, посетителей, уток и чаек в пруду. :) Предупреждаю: при посещении острова, вы можете в нем застрять, настолько увлечетесь. Особенно в белые ночи.

Обязательно приходите и насладитесь волшебной атмосферой Новой Голландии!

В последние выходные августа в Петербурге состоялось большое событие - после трехлетней реконструкции для посетителей вновь открыли Новую Голландию - остров, преобразованный в общественное пространство, центр притяжения, эдакий meeting point городского масштаба. С 2013 года Новая Голландия сильно изменилась. Чтобы оценить масштаб перемен и их характер, в один из вечеров две недели назад я выбрался на остров и сделал несколько десятков фотографий.

Сказать, что я был впечатлен обновленной Новой Голландией - ничего не сказать. Остров изменился кардинально и в лучшую сторону. После полуторачасовой прогулки я уходил с мыслью о том, что теперь это лучшее пространство для прогулок и культурного времяпрепровождения во всей стране. Понимаю, звучит громко - но в том числе поэтому написал эту заметку я не сразу - все ждал как первые впечатления улягутся, восторг утихнет. Но нет. Сейчас, пересматривая фотографии к посту перед публикацией, я будто заново прогуливаюсь по Новой Голландии, и восхищение островом ослабевать и не думает. Даже на фоне таких сильных конкурентов как Крымская набережная и Парк Горького в Москве, которые сумели уже стать практически брендом, эталоном качественного городского проекта в масштабах России, Новая Голландия с легкостью выбивается в лидеры - это место, которое влюбляет в себя с первой минуты, куда хочется возвращаться еще и еще.

Но начнем, пожалуй, с истории Новой Голландии - откуда она взялась, и почему такое красивое название.

Новая Голландия - остров рукотворный. Появился он в 1719 году в результате прорытия Крюкова и Адмиралтейского канала от реки Мойки. Первое время все постройки были деревянные. Кирпичный архитектурный комплекс, сохранившийся до наших времен, был построен чуть позже, в 1765-1780 годах. Большую часть истории своего существования Новая Голландия использовалась как промышленный и военный объект. Сначала здесь были склады Галерной верфи и первый в Российской империи военно-морской порт. Затем в разные годы на территории острова появилась морская тюрьма (кольцеообразное здание, сохранившееся до наших дней, иначе называемое "бутылка" ), кузница, бассейн для опытов, в котором русский ученый и кораблестроитель А.Н. Крылов проводил свои эксперименты по созданию непотопляемого судна в начале ХХ века. На Новой Голландии была лаборатория, в которой работал сам Менделеев, а также самая мощная в России на времена Первой Мировой Войны радиостанция. Чуть позже большевики использовали ее для объявления своей победы в 1917-м, а затем для трансляции пропаганды войскам генерала Краснова.

Практически все триста лет своего существования остров оставался закрытой зоной, на которую могли попасть лишь обладатели специальных пропусков. В начале 2000-х город решил наконец изменить значение Новой Голландии. Ставку сделали на организацию нового культурного пространства, которое стало бы точкой притяжения для жителей всего Петербурга. Концепцию обновленной Новой Голландии разрабатывали известнейшие на весь мир архитекторские бюро - в конечном итоге она даже завоевала первое место на в категории "Коммерческая и развлекательная недвижимость" на выставке MIPIM в Каннах.

В начале 2010-х остров открыли, предварительно выполнив снос некоторых домов и организовав огромную лужайку посреди острова. Первые два или три лета в своем новом облике Новая Голландия пользовалась бешеной популярностью - благодаря мероприятиям, которые там проходили, фермерскому рынку, авторским кафе с трендовой едой и, конечно, атмосфере. Затем остров вновь закрыли на долгие три года, чтобы в конце концов, в последние летние выходные 2016-го пригласить гостей на Новую Голландию, максимально приведенную в соответствии с новой концепцией - уютнейший парк с набережной, устеленной газоном, на которой так приятно разлечься, с киосками с качественной уличной едой и известными брендами, с павильоном с современным искусством, и некоторыми историческими зданиями, по большей части отреставрированными, открытие которых на подходе.

1. Новая Голландия находится недалеко от Исаакиевского собора и Мариинского театра, ближайший ориентир - Благовещенский мост. Здесь пока нет метро, но добраться достаточно легко на троллейбусе 5 до остановки "Площадь Труда".

2. Весь остров пока еще до конца не восстановили: с некоторых сторон он по-прежнему окружен зарослями растений и деревьев.

3. Старинные складские помещения, которым уже более 235 лет, пока еще закрыты для посещений. Но изменения налицо - все окна закрыты новыми элегантными ставнями. Защитники городской исторической застройки ликуют: в кои-то веки заброшенные дома реставрируют, приспосабливают под новые реалии, а не бездушно сносят. В этих старых складах разместятся галереи, выставочные залы, магазины и рестораны. Их должны открыть для посетителей Новой Голландии в ближайшие годы.

4. Эти набережные тоже отремонтируют, и по ним можно будет гулять.

5. Берега, граничащие с Новой Голландией.

6. У острова появились свой логотип и символика. Чайку, символизирующую Новую Голландию, видишь уже на подходе, в одном из заделанных ставнями окон. Сейчас отреставрированы и открыты для посещений центральная и северная части острова.

7. Со стороны Новая Голландия теперь выглядит сильно иначе. Вместо забора у канала - аккуратный газон, на котором может посидеть любой желающий. Сразу на высоком берегу обустроен бульвар, по обоим сторонам которого размещены павильоны галереи и кафе с уличной едой. Над водой прокинули с десяток гирлянд со светящимися лампочками. Первые впечатления - самые положительные.

8. Раньше Новая Голландия по сути представляла из себя большую лужайку - теперь это настоящий парк. Со стороны выглядит совершенно по-другому.

9. На острове появилось много стилизованных беседок.

10. Посетители - в основном, молодежь. Частенько колоритная, необычная. Пока шел ко входу, заметил вот таких ребят, отдыхающих на набережной: у одного нечто, напоминающее здоровенную трембиту (гуцульский национальный инструмент), другой - выдувает клубы дыма своей электронной сигареты. Атмосфера - релакс.

11. Внешне Новая Голландия теперь выглядит совсем иначе. После частых посещений острова в 2012-2013, чувствуешь, вроде бы знакомое место, что-то узнаешь - тем не менее, ощущение того, что это нечто совершенно новое, что здесь ты никогда не бывал, пересиливает.

12. Вход на остров один - через отдельный мост с набережной Адмиралтейского канала.

13. Весь парк визуально - максимально открытый, просматриваемых, никаких барьеров. Это заметное улучшение в сравнении с тем, что было раньше. Вход бесплатный, но, тем не менее, каждого посетителя здесь досматривают. Если присмотреться к следующему фото повнимательнее, вы заметите слева сторожевую будку и металлоискатели. Рядом с ними стоят охранники и проводят досмотр. Любопытная особенность: помимо оружия, бомб, колющего и режущего, на остров запрещено проносить... любую еду и воду! Для тех, кто ранее бывал на Новой Голландии - это не сюрприз. Но если вы собрались на остров впервые - стоит взять себе на заметку, чтобы не разочароваться и не удивляться после соответствующего требования охранника. Если у вас с собой будет обнаружена еда или вода - их попросят оставить при входе. Когда вы будете покидать остров, свои припасы можно забрать. Насколько понимаю, так сделали для того, чтобы повысить продажи расквартированных в Новой Голландии владельцев киосков, магазинов и ресторанов, ну и, в целом, стимулировать гостей тратить деньги на территории парка. Все ведь мы понимаем, что в таком прекрасном состоянии парк просто так существовать не может - на поддержание красоты и дальнейшее развитие нужны средства. И мы же не хотим, чтобы вход сделали платным? Исходя из этого, надеюсь, никто из вас в штыки не воспримет такую особенность.

14. Дальняя часть острова, выходящая к реке Мойке, пока в стадии реконструкции - доступ туда ограничен. Тем не менее, кое-что уже сделано, готово - можно посмотреть со стороны и представить, каким станет остров в ближайшее время.

15. На закрытую часть пока особенно заглядываться не будем - ведь на острова еще так много крутого и уже доступного для посетителя!

16. Очень крутая архитектура, расположенных на территории Новой Голландии зданий! А если одних красивых видов вам мало - здесь обещают регулярно проводить разного рода крутые мероприятия. Правда, во время моего визита стенд с расписанием пустовал, увы. Может сейчас уже появился?

17. Реновированная Новая Голландия сейчас чертовски напоминает такой идеалистический, уютный и ламповый парк европейского города из двадцатых-тридцатых - во всяком случае, у меня была такой первая ассоциация. Аналогия произошла благодаря уютным аллеям, деревянным киоскам, теплому свету ламп накаливания. Вот так, например, выглядит информационный киоск.

18. С велосипедом на остров охрана пустит, но кататься здесь не получится (да и зачем?). Недалеко от входа расположена большая велопарковка.

19.

20. Главная аллея для прогулок - это просто вау! Невероятно красивая и романтичная, широкая, с большим количеством скамеек... Отличное место, чтобы назначить встречу или свидание. А какая здесь публика! Красивые и стильные люди, от их разговоров аж на сердце тепло: компания на ближней со следующего фото лавочки рассуждала на тему того, что же семья Андервудов предпримет в следующем сезоне "Карточного домика", чуть позже услышал разговор других прогуливающихся об успехах Илона Маска. Чувствуешь себя по-настоящему в культурной столице:)

21.

22. На острове очень крутой signage ! Вот, например, весело изложенные правила для посетителей и карта Новой Голландии. В цвете - те территории и здания, которые уже доступны или станут доступными в ближайшие месяцы. Схематично, белым и черным, отображены пакгаузы, бывшие склады, реконструкция которых закончится в 2018 или позже.

23. Выставочный павильон. Это первое в Петербурге представительство .

24. Места внутри не так уж много - но в дальнейшем музей будет расширять свое присутствие на Новой Голландии - по мере завершения реставрации зданий.

25. Заглянем внутрь, но заходить в этот раз не будем.

26.

27.

28. Я был на Новой Голландии вечером 1 сентября - в этот день там проводился фестиваль под названием "День бесполезных знаний".

29. Главный бульвар для прогулок. Большая часть с таким модным в Петербурге покрытием из асфальтной крошки, проход поменьше вымощен брусчаткой. Парк из 20-30-х, говорю же вам!

30. К остову корабля из дерева, который вы можете разглядеть на следующем фото, мы еще вернемся. Это, если что, детская площадка. Да-да:)

31. Очень красиво и уютно!

32. На территории острова - несколько киосков с первоклассной уличной едой. Кофе и бургеры как самый трендовый в Петербурге стрит-фуд, конечно, представлены.

33. Несмотря на то, что "Новая Голландия" - это историческое название острова, данное столетия назад основателем города - Петром Великим, современные девелоперы, кажется, решили все же довести и внешнее сходство своего культурного пространства с Голландией. Мне кажется, у них скорее получилось.

34. Шалаш установлен, вроде как, тоже в рамках мероприятий, посвященных Первому Сентября - и послужил как нельзя кстати посетителям острова из-за дождливой погоды в этот день.

35. Главное достоинство Новой Голландии - то, за что остров так полюбился многим в прежние годы, когда сюда уже пускали посетителей - огромный зеленый газон - оставили и даже улучшили! Ура!

36. На газоне расставили большое количество стульчиков. Очень в тему этим холодным летом - на них куда комфортнее проводить время чем на стылой и влажной земле.

37.

38. Простенькая сцена прямо посреди лужайки, которая к моему приходу использовалась уже лишь как декорация для сэлфи.

39. На заднем плане - новая сцена, которая в точности повторяет сцену сестрорецкого курорта (тут же, под Петербургом), которая была разрушена во время Второй Мировой.

40.

41.

42.

43. Уже сегодня, прогуливаясь по Новой Голландии, можно понять, что это будет выдающееся место для встреч и времяпрепровождения, которое будут ставить в пример не только в России - но и во всем мире. Здесь будет настоящим удовольствием провести весь день: ведь здесь красиво, здесь есть масса интересного, здесь ты словно в гостях в соседней стране - и организаторы создают все условия для того, чтобы ты нашел все, что хочешь, а уходить тебе не хотелось до самого закрытия острова.

44.

45. Двуязычные указатели. Красивый шрифт, элегантное исполнение.

46. Собственная набережная. В дальнейшем сюда можно будет заплыть на лодке или небольшой яхте - эта гавань связана с системой каналов Петербурга.

47.

48.

49. Не все работы по обустройству острова еще закончились - по-прежнему, некоторые детали еще доделываются, практически круглосуточно ведутся работы по благоустройству закрытых пока территорий: ближе к часу закрытия острова сюда начали подъезжать здоровенные фуры со стройматериалами, ремонтников и строителей стало как-будто больше вокруг.

50.

51.

52.

53.

54.

55. Остов корабля - уменьшенная на 20% копия фрегата "Петр и Павел", который строил сам Петр Первый в Голландии. Его сделали как одну из основных составляющих детской площадки. Внутри - целая система ходов, разного рода интересных устройств. Любой ребенок может полазить внутри, поискать штурвал, представить себя юным Петром Первым перед самым основанием Санкт-Петербурга. Кстати, взрослых на фрегат тоже пускают - более того, детей до 12 лет строго рекомендуется сопровождать.

56.

57. Места для ожидания рядом с фрегатом.

58. Информационный стенд.

59.

60. Крутейшее благоустройство!

61. Здание Кузни, которое должно совсем скоро открыть свои двери для посетителей.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68. Монтаж какой-то магической штуки - она мелодично звенит от ветра.

69.

70. Киоск кофейни и пекарни "Волконский".

71. Детям для творчества.

72. Место для игры в петанк. Если вы бывали в сквере у Храма святого Семейства в Барселоне - то прекрасно знаете, что это за игра:)

73. Забором отгорожена часть острова, где пока продолжается реконструкция.

74. Невозможно побывать в Новой Голландии и не посидеть на газоне, которым устелили холм на берегу Адмиралтейского канала!

75. Охранники в крутой форме - прямо американские военные:)

76. Время было уже ближе к десяти вечера, пора было покидать остров. На прощание я еще раз обогнул Новую Голландию со всех сторон, и сделал несколько вечерних снимков.

77. Эту набережную, выходящую к реке Мойка, пока еще реконструируют - но, судя по состоянию, вполне вероятно, что откроют для посетителей в ближайшие месяцы.

78. Вернулся обратно к Адмиралтейскому каналу, с которого и организован вход.

Новая Голландия - очень крутое место. Я бы даже сказал, сейчас оно чертовски близко к тому, чтобы стать лучшим общественным пространством в России. Великолепный парк в духе 20-30-х, набережные и каналы, огромная лужайка, киоски с едой, павильон с выставками современного искусства, ретро-сцена, с которой обещают давать регулярные концерты находящихся на взлете групп - уже с этим набором остров становится едва ли не лучшим местом для того, чтобы провести выходной. После открытия зданий Кузни и Бутылки (бывшая морская тюрьма), а затем оставшихся старинных складов, которые переформатируют в галереи, кафе, рестораны, парикмахерские и магазины, Новая Голландия станет выдающимся примером, если даже не эталоном нового общественного пространства в сердце мегаполиса - что-то типа "High Line Park" на юго-западе Манхэттена, "Market Hall " в голландском Роттердаме или "Мануфактуры " в польском Лодзе.

Ах да, и самое главное! Теперь обновленная Новая Голландия не закрывается на зимний сезон! На остров отныне можно попасть в любое время года, каждый день, с понедельника по четверг с 11 до 22, в пятницу, субботу и воскресенье - с 11 до 23. Примите к сведению, что вход на остров закрывается за полчаса до окончания времени работы парка!

Большинство островов в Петербурге - вроде Васильевского и Петроградского - образованы природой, проложившей многочисленные рукава Невы в её устье. Но немало есть и искусственных островов. Новая Голландия - самый известный. Исторически сложилось, что до недавнего времени происходящее за высокой аркой, нависающей над водами, было сокрыто от глаз горожан и туристов. А неведение, как водится, рождает множество легенд. Тем не менее архитектурный образ рукотворного острова создал ему репутацию самого романтичного уголка одного из самых живописных и самобытных районов Петербурга - Коломны.

Удивительно, но какие только исследования не проводили учёные, пытаясь доподлинно выяснить, откуда произошло название «Коломна». Есть предположение, что из-за сильного немецкого засилья, столь активно проявившего себя в годы царствования Анны Иоанновны, на окраине Петербурга стал стихийно возникать немецкий квартал, который и получил русское название Коломна, а по-немецки - Колония, что в переводе значит «селение». Русские люди переделали немецкое слово на свой лад и стали называть район «Коломной».

«Дворец Петра среди сараев»


Остров создали ещё при Петре Великом, прорыв Адмиралтейский и Крюков каналы. C момента своего основания Новая Голландия принадлежала морским ведомствам - сперва тут был первый в России военный порт. Активное строительство началось в 1732 году под руководством архитектора Ивана Коробова. Адмиралтейство велело зодчему спроектировать сеть бассейнов и складских помещений для нужд верфи. Так и вышло: остров почти полностью застроили сараями под корабельное дерево, среди которых, по словам историков, стояла деревянная резиденция Петра I. Говорят, императору рабочая атмосфера на острове напоминала Голландию - по одной из версий, именно благодаря ощущениям царя за островом практически сразу и закрепилось такое название.

Засилье складских помещений привело к тому, что на Новой Голландии было попросту не развернуться, поэтому было решено провести комплексную реконструкцию острова, заменив старые постройки новыми. Заняться этим поручили Савве Ивановичу Чевакинскому - архитектору Никольского морского собора в Петербурге. При нём на острове появились здания из красного кирпича, начал формироваться архитектурный образ в формах раннего классицизма, работу над которым затем продолжил Жан-Батист Валлен-Деламот. Силами французского архитектора и был создан особый романтический образ острова, заключённый в силуэте знаменитой классицистической арки из красного кирпича и тёсаного гранита над водой. К слову, есть мнение, что на Новой Голландии был построен царский дворец, но о реальности его существования до сих пор спорят историки.

Надо сказать, что своим видом Голландия обязана не только зодчим, но и строителям. Так, по слухам, руководитель островного строительства - подполковник И. де Герард - потерял проекты, которые передал ему Валлен-Деламот, так что ему пришлось возводить здания по памяти. Впрочем, это у него получилось, ведь француз, принимая объекты, не заметил ничего необычного.

«Не лезь в бутылку»


Теперь тут хранился строевой лес и корабельный, находились многочисленные складские помещения, а вскоре появилась и кольцеобразная морская тюрьма в духе английской тюрьмы в городе Осборн. Здание на острове отстроил архитектор военного ведомства Александр Егорович Штауберт. Штауберт называл сооружение арестантской башней, но в народе тюрьму прозвали «бутылкой». Говорят, поэтому в обиходе появилось выражение «лезть в бутылку».

Новая Голландия и периодическая система химических элементов


В 1893 в Новой Голландии был построен бассейн для опытов. Эксперименты ставил Алексей Николаевич Крылов, изучая теорию непотопляемости корабля, хотя инициатором строительства бассейна выступил Дмитрий Иванович Менделеев. В водоёме «для производства испытаний над сопротивлением воды» в начале XX века проходил проверку даже легендарный крейсер «Аврора». Бассейн - не единственный объект, сооружённый по поручению химика: тот же Менделеев на острове учредил лабораторию по разработке бездымного пороха. Она разместилась в здании бывшей мясосольни. Руководил лабораторией профессор Чельцов, но контролем лично занимался создатель периодической системы химических элементов. Говорят, прежде чем вывести технологию производства пироколлодия, Дмитрий Иванович даже прибегал к промышленному шпионажу, читая лекции в университетах Европы и поглядывая на вагоны поездов, перевозящие химические ингредиенты. Раньше на вагонах были указаны наименования перевозимых химических веществ и адрес их доставки - таким образом русский химик отследил, в какие лаборатории поступают вещества, а на основе наблюдений собрал нужный перечень ингредиентов, говорится в книге Георгия Зуева «Там, где Крюков канал…».


Одна из первых радиостанций страны была оборудована на Новой Голландии в годы Первой мировой войны. Она сыграла важную роль во время Октябрьского переворота. Так, радиостанцию захватили большевики, сообщив о падении Временного правительства и смене власти в стране. Просуществовало революционное радио вплоть до 1924 года, затем его превратили в склад. Впрочем, в советское время Новая Голландия была закрытой зоной, а склады Ленинградской военно-морской базы на её территории располагались повсеместно.

Остров развлечений





К началу нулевых комплекс из двух островов и десятка зданий пришёл в негодность. В 2004 году было принято решение о его восстановлении. Конкурсы и прочие согласования длились долго, но в ноябре 2010 года реорганизацией пространства занялась компания «Миллхауз», которая с 16 июля 2011 года начала открывать остров для посетителей в рамках проекта «Лето в Новой Голландии». Новую Голландию слегка «умыли» и облагородили: установили инфопункт, уложили зелёные газоны, открыли площадку для скейтбордистов и устроили фудкорт. Место набрало популярность очень быстро благодаря массе мероприятий, что проводили в летних сезонах с 2011 по 2013 год. По данным создателей, за это время на Новой Голландии провели около 1200 различных мероприятий. Но под занавес лета 2013 года площадку закрыли, чтобы провести масштабную реставрацию, подарив горожанам по-настоящему насыщенное культурное пространство.

Новое открытие острова состоялось 27 августа 2016 года - с этого момента Новую Голландию больше никогда не закроют.

В западной части Санкт-Петербурга расположен редко демонстрируемый туристам уникальный ансамбль памятников промышленной архитектуры XVIII столетия .

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге является единственным из 42 островов территории города, созданный людьми. Более 150 лет доступ на остров был закрыт, но сейчас он стал местом проведения фестивалей культуры и искусства, различных мероприятий и интересных событий.


«Новая Голландия» была основана 21 сентября 1721 года. «Новая Голландия» — единственный рукотворный остров в дельте Невы. Он возник в результате того, что в 1719 между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру Первому. Одновременно с этим Новая Голландия — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I.


Россия в период Северной войны со шведами (1700-1721 гг.) остро нуждалась в морском военном флоте. Для строительства судов 5 ноября 1704 года началось сооружение Адмиралтейской верфи. Для бесперебойной работы верфи следовало поблизости от неё иметь запас подготовленного леса.

Для нужд флота российского

Сразу же после своего основания Санкт-Петербург стал одним из ведущих центров кораблестроения в России. В XVIII веке, когда флот, естественно, был деревянным, на каждый корабль уходило, в среднем, 8 - 10 тысяч стволов; всего же за год судостроительная отрасль столичной промышленности потребляла их до 100 тысяч. По замыслу Петра I корабельный лес из соображений пожарной безопасности должен был храниться на острове, снабжённом системой каналов и бассейнов. Петром было выбрано место на левом берегу реки Мьи (Мойки) недалеко от её устья - места впадения в Неву. После того, как в 1710-х годах были прорыты Крюков и Адмиралтейский каналы (последний был предназначен для сплава корабельного леса в Адмиралтейскую верфь), появился рукотворный остров треугольной формы и площадью 7,8 гектаров.

Стук топоров, запах свежесрубленного леса, скрип корабельных снастей, разноязыкая речь - всё это напоминало Петру любимую им Голландию, где он в своё время обучался кораблестроительному мастерству и где, в Заандаме, до сих пор стоит дом кузнеца Геррита Киста, у которого царь остановился, а перед ним - такой же бронзовый "Царь-плотник", как и на бульваре Адмиралтейской набережной в Петербурге. Отсюда - название острова - "Новая Голландия".

По другой версии, на острове по указанию Петра I был построен деревянный дворец, в котором царь отдыхал при посещении располагающегося рядом Галерного двора. От Адмиралтейства к этой верфи вниз по Неве вела Галерная улица. Окружающая местность напоминала ему Голландию, поэтому дворец стали называть "Голландским домиком", а остров - Новой Голландией. Вокруг дворца были высажены плодовые деревья, для осушения местности выкопали небольшой прямоугольный пруд. Так как островок и берега каналов использовались для хранения корабельного леса, эту территорию вскоре из Дворцовой конторы передали в ведение Адмиралтейств-коллегии.


Первоначально, лес, из которого строились корабли, хранился на складах рядом с Адмиралтейством. Это место называлось Голландией. В 1719 году были вырыты 2 канала между Мойкой и Невой - Адмиралтейский и Крюков. Так образовался рукотворный остров треугольной формы, на который и перенесли склады. По идее Петра этот остров стали называть Новой Голландией.


После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил название «Новая Голландия». Одновременно с этим «Новая Голландия» — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I. Также территория Новой Голландии использовалась под склады, тюрьму и здания для воинских частей. Основной архитектурный комплекс острова, площадь которого составляет чуть менее 8 гектаров, был возведен в 1765-1780 годах.


В петровские времена на острове появился пруд правильной формы. Многие исследователи полагают, что там находился небольшой дворец императора. Окончательно остров сформировался к 30-м годам XVIII века. В 1730-х годах здесь построили деревянные склады для сушки и хранения корабельного леса. В середине XVIII века было принято решение возвести на месте деревянных сараев каменные сооружения.


В 1765 - 1780 годах, вместо сооружённых ещё в петровские времена по проекту Ивана Кузьмича Коробова старых складов и бараков, по периметру Новой Голландии были возведены сохранившиеся до наших дней складские здания из неоштукатуренного красного кирпича разной высоты. В основу складского комплекса, окружающего остров по периметру, был положен проект выдающегося мастера елизаветинского барокко Саввы Чевакинского: ему, в частности, принадлежала новаторская идея сушить лес стоймя, а не в штабелях, что предохраняло дерево от гниения, отсюда и оригинальная, авангардная для XVIII века конструкция зданий. Таким образом, мастерам не нужно было в поисках бревна требуемой длины перебирать весь штабель.


Проект каменных складов, предназначенных для хранения судостроительных материалов и инструментов, разработал знаменитый архитектор-классицист Жан Батист Валлен-Деламот. Молва утверждала, что главный руководитель строительства складов, подполковник И. де Герард, потерял проект зодчего в начале работы. Сообщить об этом высшему начальству и, тем более, самому автору проекта, он побоялся и был вынужден строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось — во всяком случае, увидев готовые строения, Вален-Деламот не высказал никакого недовольства

Отделку фасадов поручили также Ж. Б. Валлен-Деламот. В 1779 - 1787 годах им спроектирована и самая известная часть ансамбля - переброшенная над входом в канал, соединяюща два корпуса, расположенных вдоль Мойки, гигантская кирпичная арка с тосканскими колоннами. Под аркой проходит канал, проложенный между Мойкой и бассейном-гаванью (ковш) в центре острова.


Постройка известна тосканскими колоннами и выделяется сочетанием красного кирпича и тесаного гранита. Высота арки - 23 метра, ширина пролета - немногим более 8 метров.


Его берега облицованы гранитом, а массивные кирпичные пилоны арки упираются в мощный цоколь из блоков красновато-серого гранита. Колонны собраны из множества небольших гранитных блоков, а монументальность сооружения подчеркивается тонкой и рельефной проработкой деталей.
Внешне арка отдаленно напоминает грандиозные древнеримские триумфальные арки, но при этом является олицетворением типично петербургского пейзажа: над загадочной темной водной гладью канала выделяется строгий силуэт в стиле классицизма. Занимавшиеся исследованием петербургской архитектуры искусствоведы называли ее «»одной из самых вдохновенных архитектурных затей, сохранившихся от старого Петербурга»

В XIX веке были построены здание морской тюрьмы (Арестантская башня), кузница, опытовый бассейн. В 19 веке (1828 г.) по проекту военного архитектора Александра Штауберта была построена Морская тюрьма (Арестантская башня) , форма которой напоминала башню. Но в народе ее быстро окрестили бутылкой. Отсюда и пошло выражение «Не лезь в бутылку».


Тюрьма стала «первой в России, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств». Камеры здесь были устроены так, что заключенные могли в них только спать, а в дневное время они работали, получали оплату и осваивали новые профессии. Считается, что здание выстроено по образцу тюрьмы в английском Осборне. Первый этаж "башни" был занят тюремной охраной, арестантской кухней, пекарней и кладовыми. На втором и третьем этажах были камеры, рассчитанные на размещение 250 заключенных на каждом этаже.


21 февраля 1831 года в здании морской тюрьмы была освящена церковь рассчитанная на 100 человек.

Иконостас был выполнен на парусине, из различных кораблей для храма было собрано большое количество старинных икон и серебряная утварь для храма.
В 1858 - 1864 годах церковь была приписана к Адмиралтейскому собору. Но после ремонта и повторного освящения 27 декабря 1864 года храм снова стал тюремным. В нём был сделан новый одноярусный иконостас белого цвета с позолотой.
В начале 1916 года, после перестройки второго, этажа тюрьмы, на котором находилась церковь, она была значительно уменьшена, а 22 августа при настоятле отце Василии Васильевиче Мудролюбове управление военного порта временно закрыло ее, заняв помещение для своих нужд.
В 1918 церковь была окончательно закрыта коммунистической властью, а в феврале следующего года полностью ликвидирована.

Рядом с Арестанской башней в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу. А в конце 19 века, в 1893 году, в северной части острова был устроен опытовый бассейн для испытания судов, в котором проводил эксперименты выдающийся кораблестроитель Алексей Крылов, работавший над теорией непотопляемости судов, в том числе и крейсера "Аврора".

В годы Первой мировой войны близ Крюкова канала в отдельной постройке разместилась радиостанция морского штаба , вошедшая в историю благодаря тому, что 25 октября (7 ноября) 1917 года она передала радиограмму "Всем, всем, всем!" о приходе к власти большевиков, а 26 - 31 октября координировала действия по подавлению "контрреволюционного мятежа" А.Ф.Керенского и П.Н.Краснова.

Искровая радиостанция с вращающимся разрядником была построена фирмой "Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов" (РОБТиТ) по системе Семена Моисеевича Айзенштейна. Это была самая мощная на тот момент в России радиостанция морского штаба.

В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на ее территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. В XХ веке в опытовом бассейне было произведено первое тестирование русских подводных лодок, линкоров и линейных кораблей. Берега каналов вокруг Новой Голландии сильно заросли сначала бурьяном и кустарниками, а потом и деревьями, но они не расчищались, видимо для дополнительной" маскировки" закрытого объекта от глаз туристов и просто любопытных. В летнее время Новая Голландия производила впечатление огромного беспорядочного куста зелени.


Сейчас там насчитывается 26 зданий общей площадью 68 тысяч квадратных метров, большая часть которых считается ценными памятниками промышленной архитектуры XVIII века, некоторые находятся под защитой государства и ЮНЕСКО (три корпуса лесных складов, Арестантская башня, кузница, Галерный ковш, оба канала).


История восстановления

12 декабря 2004 года все занимаемые военными объекты были переданы городу и городские власти объявили, что ансамбль Новой Голландии будет выставлен на конкурс на лучшее архитектурное решение и лучший проект использования помещений комплекса.

24 декабря 2004 в „Новой Голландии“ произошел пожар, уничтоживший часть строений (выгорело около 3 тыс.м² складов). Пожар нанес историческому острову серьёзный урон: большинство построек Новой Голландии пришло в плачевное состояние.

В 2006 году в конкурсе на реконструкцию «Новой Голландии» победило ООО «СТ «Новая Голландия». По их заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако проект не осуществился.

В 2010 году конкурс на реконструкцию «Новой Голландии» выиграла компания Романа Абрамовича. Согласно условиям выигранного тендера за 7 лет компания должна вложить в реконструкцию Новой Голландии 12 миллиардов рублей.

Весной 2011 года компания ООО «Новая Голландия Девелопмент», совместно с Фондом «Айрис» и The Architecture Foundation, объявила о начале конкурса архитектурных проектов для острова.


6 июля 2011 года впервые почти за 300 лет Новая Голландия открылась для посетителей. На острове по инициативе различных владельцев и по самым разным проектам неоднократно начинались реставрационные и псевдореставрационные работы, в ходе которых были снесены и ценные постройки, в частности, историческая радиостанция.


Превращение архитектурного ансамбля и памятника истории в объект коммерческой и развлекательной недвижимости принесло потери и архитектурные, и исторические. В результате подготовки к реализации проекта в августе-сентябре 2006 года были уничтожены все строения ансамбля кроме тех, что официально числились памятниками культуры. Среди утраченного упомянутый выше Крыловский опытовый бассейн, лаборатория, в которой работал Д. И. Менделеев и оборудованная в годы Первой мировой войны радиостанция, сыгравшая важную роль в информационной войне, которую вели в октябре 1917 года большевики с генералом П. Н. Красновым.

Остров Новая Голландия, обычно ускользающий от взоров приезжих туристов, имеет все шансы в скором времени превратиться в самую настоящую туристическую Мекку. Во-первых, на нём сохранилось множество достойных внимания памятников архитектуры. Во-вторых, территория острова обещает стать одной из самых экологичных в Санкт-Петербурге. Как стало известно из недавней презентации проекта реновации острова, на нём не будет даже автомобильных парковок.


Открываться для посетителей остров «Новая Голландия» будет постепенно, вплоть до окончания 2025 года. А до этого момента ряд зон острова будут закрыты. Так здание бывшей морской тюрьмы «Бутылка» будет сдано в эксплуатацию в начале 2017 года, превратившись из тюрьмы в кафе, лавки, магазины, балетные студии, детские досуговые, учебные и культурные классы.На последующих этапах планируется накрыть куполом двор круглой Арестантской башни, устроить открытый бассейн и посадить новую липовую аллею вдоль Адмиралтейского канала. Кроме того, планируется построить три новых моста через Крюков канал. Пешеходный, ближе к Мойке, должен вести горожан к новой станции метро «Театральная» у Мариинского театра, которая откроется в 2018 году.


ПОЧЕМУ СИМВОЛ ОСТРОВА ― ЧАЙКА?


Чайку придумал московский художник Дмитрий Пантюшин, над которым в день приезда на Новую Голландию кружились эти самые птицы. Сначала чайка появилась на вывеске временного кафе "Новая Голландия", а потом и вовсе осталась жить на острове. Здесь она встретит гостей всюду: на входе, на канализационных люках, столбах фонарей.