24.07.2016 0 6874

С момента гибели 269 человек , находившихся на борту этого самолета, прошло уже более 30 лет. Однако обстоятельства трагического события с тех пор не только не прояснились, а скорее, напротив, стали еще более загадочными.

Боинг 747-230В Korean Air Lines

На рассвете 1 сентября 1983 года в квартире командующего войсками Дальневосточного военного округа Героя Советского Союза генерала армии И. М. Третьяка зазвонил телефон. На связи был начальник штаба округа, доложивший командующему, что в воздушное пространство СССР в районе Камчатки вторгся иностранный самолет.

Позже генерал вспоминал:

«Он летел по необычному маршруту. Это нас насторожило. Части ОСНАЗа установили, что из самолета передается радиограмма на спутник. Расшифровав ее, мы узнали, что экипаж докладывает об успешном выполнении задачи по наблюдению за нашими подводными лодками, находящимися в Охотском море.

Исходя из такой обстановки, я был вынужден доложить об этом начальнику Генштаба Маршалу Советского Союза Н. В. Огаркову, который дал команду заставить самолет сесть, а если он не будет выполнять наших команд, уничтожить его».

В воздух были подняты перехватчики. Пилот одного из них, подполковник Геннадий Осипович по приказу с земли поразил цель двумя ракетами.

Перед этим он дал несколько предупредительных очередей (около 200 снарядов) из 23-миллиметровой бортовой пушки по курсу движения авиалайнера.

Геннадий Николаевич Осипович

До момента визуального контакта Осиповича с нарушителем советское военное командование было уверено, что имеет дело с американским самолетом-разведчиком PC-135. Сомнения у пилота возникли только в момент атаки:

«На расстоянии пяти километров от цели я получил команду на уничтожение и выпустил первую ракету. Только на таком расстоянии я смог по-настоящему рассмотреть нарушителя. Он был больше Ил-76, а по очертаниям чем-то напоминал Ту-16. Я знал все военные самолеты противника, все разведывательные обозначения, этот не был похож ни на один из них. Я видел, что передо мной большой самолет с включенными огнями и мигалками».

Лайнер, который рухнул в воду у острова Монерон юго-восточнее Сахалина, оказался отклонившимся почти на 600 миль от курса пассажирским «Боингом-747». Он принадлежал южно-корейской компании KAL и выполнял рейс 007 по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж (Аляска) — Сеул. На борту находилось 269 пассажиров и 29 членов экипажа.

Сегодня, спустя 33 года после трагедии, нет однозначного ответа на вопрос, что же в действительности произошло в небе, над Сахалином. По мнению некоторых журналистов, пытавшихся провести самостоятельное расследование, вина за гибель пассажирского «боинга» лежит на южнокорейских властях, которые санкционировали его участие в разведывательной операции.

Плановый и реальный маршруты рейса 007

Американский журнал «Сайенс дифенс мэгазин» писал:

«Этот самолет незадолго до инцидента — 11—14 августа 1983 г. — побывал на военно-воздушной базе Эндрюс, где был оснащен специальным оборудованием. При этой операции присутствовали представители не только Агентства национальной безопасности и ЦРУ, но и специалисты разведуправления ВВС США, Управления национальной разведки и других ведомств».

Видимо, необходимостью обслуживать это спецоборудование и объясняется тот факт, что экипаж «боинга» имел нестандартную численность — без каких-либо видимых причин он был увеличен на 11 человек. В пользу версии о шпионской миссии KAL-007 говорит и 40-минутная заминка с вылетом из аэропорта в Анкоридже.

Эта «непредвиденная» задержка позволила лайнеру оказаться у границы СССР именно в тот момент, когда над Камчаткой проходил по орбите американский разведывательный спутник «Феррет-Д».

Сразу после катастрофы в Анкоридже был обнаружен черновик плана перелета в Сеул рейса 007, из которого следовал однозначный вывод, что отклонение «боинга» от маршрута не было случайным и что командир корабля тщательно к нему готовился. Радиосвязь между диспетчерской службой Аляски и южно-корейским лайнером, по заявлению американской стороны, прервалась сразу же после взлета из-за одновременного выхода из строя всех пяти бортовых радиопередатчиков.

Однако как только самолет оказался в зоне ответственности токийского аэропорта, радиообмен вдруг восстановился и до момента гибели второй пилот выходил на связь с диспетчером не менее двадцати раз. Но самое странное, что, оказавшись над Сахалином, пассажирский лайнер на автоматический опрос японских радаров отвечал сигналами, идентифицировавшими его в качестве американского самолета-разведчика PC-135.

В пользу участия гражданского «боинга» в операции американских спецслужб говорит немало и других фактов. Об этом в книге «Правда о полете KAL-007» писал отставной сотрудник японской военной разведки Иосиро Танака. Пассажирский самолет, по его утверждению, преднамеренно вошел в воздушное пространство СССР, чтобы вскрыть систему ПВО Дальневосточного военного округа.

Эта провокация позволила американским средствам радиоэлектронной разведки не только убедиться в том, что самолет-нарушитель был сбит, но и зафиксировать при этом местоположение советских радиолокационных постов, уточнить рабочие частоты и записать все телефонные и радиопереговоры военных.

Записи этих перехватов позднее были опубликованы во всех американских газетах. А вот план полета самолета-разведчика ВМС США, находившегося поблизости от района событий, а также данные о радиолокационном наблюдении за ним так до сих пор и не обнародованы.

Самую интересную версию событий 1 сентября 1983 года выдвинул французский эксперт Мишель Брюн. По его мнению, южнокорейский лайнер не был сбит подполковником Осиповичем у Сахалина, а разбился неподалеку от японского города Ниигата. Это подтвердила полученная Брюном подлинная копия переговоров «Боинга-747», из анализа которой следовало, что самолет находился в воздухе еще 40 минут после катастрофы.

По мнению журналиста, советские и американские власти по взаимной договоренности скрыли тот факт, что над территорией СССР произошел воздушный бой, в результате которого было сбито три самолета ВМС США.

В подтверждение своей версии Брюн указывал на то, что некоторые из фрагментов, прибитых морем к японским берегам, оказались обломками не пассажирского «боинга», а военных самолетов. Среди них был кусок закрылка прямоугольной передней кромки, который мог принадлежать только американскому истребителю F-111 или EF-111. Другой найденный обломок — сиденье катапульты пилота — тоже мог принадлежать только военному самолету США. Кроме того, к берегу прибило части боевой ракеты с английской маркировкой.

Брюн заинтересовался направлением морских течений в этом районе и установил, что обломки «боинга», сбитого у Сахалина, никак не могли оказаться около Хоккайдо через девять дней поперек течения и против господствующих ветров. По мнению французского эксперта, пассажирский авиалайнер действительно был поражен двумя ракетами советского истребителя, но продолжал тянуть к японскому берегу и был добит кем-то спустя 50 минут после своей «гибели».

Так это или нет, но существует документальное подтверждение, что 1 сентября 1983 года в конкретный квадрат Японского моря был направлен специальный самолет американских ВМС, использующийся обычно в спасательных операциях.

Примечательно, что на официальном месте падения южно-корейского «боинга» советским водолазам не удалось найти почти никаких человеческих останков. Кроме того, не было найдено ни одной обгоревшей вещи, зато в избытке присутствовали вещи «с помойки»: разбитые пудреницы, старая рваная одежда.

Подполковник Осипович спустя много лет после трагедии говорил журналистам:

«Нашли фрагменты нескольких тел. Как будто в самолете было человек 17. Сначала говорили, что тела могли съесть рыбы и рачки. Но это просто невозможно — там же должно было быть 269 человек! На дне нашли паспорта, связанные в стопку, связанные кеды. Ну разве когда-нибудь в самолетах складывают вместе паспорта пассажиров? Салон просто набили хламом.

Я считаю, что “боингов” бьшо два. Один — пустой — пошел на Камчатку, потом на Сахалин, и тут я его сбил. А пассажирский самолет шел своим курсом и даже выходил потом на связь с японцами. Но и его завалили. Нельзя на таком самолете, как “боинг”, отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должны были заметить и экипаж, и наземные службы».

Отсутствие тел — это одна из основных загадок, у которой может быть два объяснения. Первое — на борту данного самолета были только военные специалисты, но как быть с тем фактом, что из Анкориджа рейс KAL-007 взлетел вместе с пассажирами? Второе — опытным пилотам удалось все же посадить «боинг», и люди были эвакуированы. Это предположение легло в основу еще одной версии событий.

Согласно ей, пассажирский самолет действительно участвовал в американской разведывательной операции, о чем его пассажиры даже не подозревали. После пуска ракет Осиповичем «боинг» не сразу рухнул в океан, а некоторое время находился в воздухе и продолжал вести радиообмен с землей.

Затем он произвел вынужденную посадку на воду, американцы скрытно эвакуировали экипаж и пассажиров, а советским военным оперативно подбросили заранее подготовленную «обманку»: тряпье, мелкие обломки пассажирского самолета, несколько фрагментов трупов из морга. А потом в дело включилась пропагандистская машина госдепартамента США, которая обвинила «империю зла» — СССР — в «хладнокровном уничтожении ни в чем не повинного гражданского самолета».

Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя в Японии)

Отмечая годовщину трагедии, 1 сентября 2003 года английская радиокомпания Би-би-си признала, что в истории с южно-корейским «боингом» по-прежнему остается множество загадок:

«Отсюда — и появляющиеся все чаще сообщения о том, что после ракетной атаки самолет вовсе не потерял управление и летчики контролировали его еще как минимум 12 минут. В теории этого времени вполне достаточно на аварийную посадку — был бы аэродром. Представитель Международного комитета по спасению жертв рейса KAL-007 Бен Торри почти уверен: такой аэродром рядом с местом трагедии был...

В то утро какой-то самолет сел неподалеку от острова Монерон. Бен Торри и его единомышленники уверены, что этот самолет и был тем самым корейским «боингом». По его словам, пассажиров рейса сняли с борта лайнера и увезли в неизвестном направлении, а саму машину взорвали, разложив потом осколки по морскому дну».

Подполковник Геннадий Николаевич Осипович рассказал, как в 1983 году собственноручно уничтожил гражданский боинг, нарушивший границы СССР. Этот тот самый самолет, вокруг которого разразился скандал.

Информационное агентство ТАСС 2 сентября 1983 года сообщило ошеломительную новость: «В ночь с 31 августа на 1 сентября неопознанный самолет вошел в воздушное пространство СССР со стороны Тихого океана и был сбит как нарушитель над Сахалином». В это же самое время в Сеуле потеряли пассажирский «Боинг-747» рейса KAL 007, на котором находилось 269 человек. Сначала было объявлено, что самолет потерял курс, а потом поступила информация о его уничтожении советским истребителем. В те года разные страны выдвигали самые разнообразные версии. Существовало мнение, что самолет уничтожили ВВС США для того, чтобы устроить провокацию. Другие полагали, что это сделали японцы. Однако правду так вскрыть и не удалось, все государства, имеющие хоть какую-то информацию скрыли данные об инциденте.

Однако газете «Аргументы и Факты» интересное интервью дал подполковник Геннадий Николаевич Осипович. Это именно он сбил тот злосчастный самолет, которому не повезло оказаться в воздушном пространстве СССР.

Офицер рассказал, что в ту ночь он находился на боевом дежурстве в войсках ПВО на Сахалине. Неожиданная боевая тревога была поднята в пятом часу утра. Осипович не предал этому особого значения, так как в 1983 году разведчики США очень часто нарушали границы СССР.

Подполковник взлетел на своем самолет и набрал 8 500 метров. По радио передали, что спереди обнаружен самолет нарушитель. Осипович увидел огни летательного аппарата на удалении в 30 километров. Огни мигали, но это все равно было заметно в серой дымке ночного неба. Также были заметны два ряда светящихся иллюминаторов. Офицер утвердительно ответил на вопрос наземного оператора о том, горят ли мигалки. Пилоту сразу стало понятно, что перед ним либо транспортный самолет, либо пассажирский.

Оператор приказал Осиповичу принудить самолет к посадки из-за нарушения государственных границ. Летчик вышел на одну высоту с Боингом, чтобы другой пилот мог увидеть боевой истребитель рядом с собой, после чего подполковник начал мигать бортовыми огнями. Таким образом, он выполнил международные правила полета и дал специальный код, который предупреждает другой самолет о нарушениях границы. Однако никакой ответной реакции не последовали. После этого оператор приказал дать предупредительный залп из пушки. Осипович дал 4 очереди. Но и тут не последовало реакции. После этого поступил приказ на уничтожение цели. Два воздушных судна находились недалеко от Невельска.

Геннадий Осипович сделал обходной маневр и зашел на Боинг снизу. Было выпущено две ракеты: тепловая попала в двигатель, а радиолокационная – под хвост. После этого огни у Боинга погасли, а подполковник доложил об уничтоженной цели.

После это инцидента разразился международный скандал, в котором пилота пытались превратить в изгоя. И на протяжении 20 лет подполковнику задают один и от же вопрос: «А вы знали, что там были пассажиры». Осипович же придерживается другого мнения.

Подполковник заявил в интервью «Аргументы и Факты», что у него не было времени анализировать самолет на предмет наличия в нем пассажиров. Однако боевой летчик уверен, что это был закамуфлированный под гражданский Боинг разведчик. Его версию подтверждает тот факт, что 269 пассажиров после инцидента так и не смогли найти. Были странные находки вроде связи паспортов или связанных пар кед, но не людей. Осипович также заявил, что Боинга могло быть два. Один – пустой (но с гражданским мусором), и он нарушил границы СССР, а впоследствии оказался сбитым. Второй – пассажирский, летел своим курсом и, согласно имеющимся данным, даже выходил на связь с японцами. Однако его позже тоже сбили. В завершение подполковник отметил, что в действительности самолет самостоятельно не мог отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должны были заметить и экипаж, и наземные службы.

Окончание. Начало в № 28 Тридцать лет назад советский лётчик-истребитель Геннадий Осипович сбил над Сахалином корейский пассажирский «Боинг-747». Погибли 269 человек. В прошлом номере «Нашей версии» мы рассказали о том, как за пять лет до дальневосточной трагедии южнокорейские лётчики проверили на прочность нервы руководства российской ПВО в Карелии и о другом сбитом «Боинге». В тот раз число человеческих жертв удалось свести к минимуму за счёт точного попадания ракеты в один из четырёх двигателей самолёта-нарушителя. Американцы, в свою очередь, тоже нередко сбивали иностранные пассажирские лайнеры, и жертв было не меньше, чем во время сахалинского инцидента с корейским «Боингом». Но почему-то ни один из подобных инцидентов не повлёк за собой такой же шумихи, какая началась в сентябре 1983 года.

Тридцать лет назад советский лётчик-истребитель Геннадий Осипович сбил над Сахалином корейский пассажирский «Боинг-747». Погибли 269 человек. В прошлом номере «Нашей версии» мы рассказали о том, как за пять лет до дальневосточной трагедии южнокорейские лётчики проверили на прочность нервы руководства российской ПВО в Карелии и о другом сбитом «Боинге». В тот раз число человеческих жертв удалось свести к минимуму за счёт точного попадания ракеты в один из четырёх двигателей самолёта-нарушителя. Американцы, в свою очередь, тоже нередко сбивали иностранные пассажирские лайнеры, и жертв было не меньше, чем во время сахалинского инцидента с корейским «Боингом». Но почему-то ни один из подобных инцидентов не повлёк за собой такой же шумихи, какая началась в сентябре 1983 года.

Южнокорейский «Боинг-747» авиакомпании Korean Air Lines вылетел из Нью-Йорка 31 августа 1983 года и приземлился на Аляске в аэропорту Анкориджа. Дальнейший маршрут пролегал вблизи восточных границ СССР, от Курильских островов его отделяло каких-то 50 километров. Вёл лайнер опытный пилот Чон Бен Ин, летавший этим маршрутом 11 лет. Сбиться с пути нереально – в населённом пункте Бетел, в 500 километрах от Анкориджа, размещалась «станция наведения». Если самолёт вдруг отклонится от курса, по радару в Бетеле пилот сможет провести его коррекцию.

Если нарушитель улизнёт, карьере военных – конец

Уже через 10 минут после старта рейс КАL-007 начинает слегка отклоняться от курса вправо. После 300 километров полёта отклонение составляет уже 11 километров. Но дежурный диспетчер радарной станции федерального авиационного управления (FAA) не считает нужным обратить на это внимание экипажа. А, уклонившись от маршрута уже на 25 километров, пилот «Боинга» докладывает на землю – «мы над Бетелем». И вот это уже серьёзно. Если пилот, отклонившись на 25 километров, считает, что находится прямо над заданным объектом, значит, он потерял способность ориентироваться. Или, может, сознательно отклонился от курса?

Проходит менее часа, а отклонение составляет уже 450 километров. Самолёт вторгается в воздушное пространство СССР и летит над Камчаткой, а экипаж по-прежнему ничего не замечает. Но и армейские радары, во множестве установленные вдоль советской границы, тоже почему-то не замечают нарушителя. Направленные на перехват советские истребители поднялись с аэродрома в Петропавловске-Камчатском слишком поздно. Вероятно, именно поэтому местное командование не проинформировало Москву об инциденте тотчас же. В Москве наверняка заинтересовались бы причинами, по которым нарушителя обнаружили с таким опозданием. И с чьих-то плеч слетели бы погоны. Нет уж, сначала перехватим нарушителя, тогда и сообщим в Москву, решили военные. А победителей не судят.

Но из-за густой и высокой облачности истребителям не удаётся ни догнать, ни даже обнаружить нарушителя границы. Наземные службы направляли перехватчики туда, где КАL-007 не было и быть не могло. По мере того как корейский лайнер продвигался вперёд, общий хаос и паника на земле усиливались. Об этом свидетельствует запись переговоров между пилотами, наземными службами и штабами. Между тем авиалайнер пересёк советскую Камчатку и вышел в Охотское море, в международное воздушное пространство. Потеряли? Нет, «Боинг» опять приближается к советской границе, на сей раз к южной оконечности Сахалина. В штабах окончательно «прозревают»: нарушитель – шпион! На Сахалине объявляют воздушную тревогу. С нескольких аэродромов один за другим поднимаются в небо истребители. Больше всего пилоты и наземное командование боятся упустить рейс KAL-007, и по­этому перехватчики, не дожидаясь появления самолёта над Сахалином, летят ему навстречу, в международное воздушное пространство. Офицерам ПВО ясно, что, если нарушитель и теперь уйдёт безнаказанно, их карьере конец.

По теме

Группа ПСН Дмитрия Ананьева может лишиться проекта элитного жилого комплекса в Хамовниках, стоимость которого оценивается в 1,6 миллиарда рублей. Российское представительство британской консалтинговой компании хочет обанкротить «дочку» групп, на которую оформлен проект.

Совпадений и случайностей было слишком много

Советские истребители безуспешно ведут поиски нарушителя в нейтральном небе, и лишь когда до государственной границы оставалось четыре минуты лёту, пилот истребителя Су-15 Геннадий Осипович доложил на командный пункт: «Наблюдаю цель визуально и вижу на экране». Непостижимо, но Осиповичу удалось установить с пилотами «Боинга» визуальный контакт – при современной навигационной технике и скоростях реактивных самолётов обстоятельство весьма необычное. Но ничего не меняется: «цель на запрос не отвечает». Ни один из радиозапросов советского истребителя не был услышан корейскими пилотами. Проходит ещё несколько секунд, и лайнер снова оказывается в воздушном пространстве Советского Союза. До международной границы четыре минуты полёта, две с половиной из них Осипович медлит. И только в последние секунды, когда лайнер достигает побережья, пилот решается: «Я сейчас попробую ракетами». В 6 часов 26 минут Осипович докладывает: «Цель уничтожена».

Согласно международному воздушному праву самолёт, нарушивший границы другого государства, подлежит перехвату. Перехват предполагает принуждение самолета-нарушителя к посадке посредством общепринятых приёмов – как это было сделано в 1978 году. Сторона, уничтожившая самолёт-нарушитель, обязана представить доказательства, что ею были исчерпаны все приёмы, направленные на перехват. В данном случае вразумительных объяснений у советской стороны не нашлось – и это был уже чисто дипломатический прокол. Разразился международный скандал. Москве было необходимо оправдаться в гибели 269 человек. А возможно это сделать лишь в том случае, если удастся доказать, что советские службы ПВО обнаружили нарушителя своевременно и исчерпали все меры для перехвата. Не потому ли маршал Огарков заявлял, что один из истребителей-перехватчиков нагнал авиалайнер ещё над Камчаткой и пытался принудить его к посадке? Но если бы это было правдой, то местное командование незамедлительно связалось бы с Москвой, чтобы согласовать дальнейшие действия. Корейскому самолёту сигнализировал над Сахалином майор Осипович, но рейс КАL-007 не реагировал на сигналы. И тогда Москва не мудрствуя лукаво заявила: на сигналы не реагировали потому, что нарушитель хотел улизнуть. Значит, шпион. Так возникла советская версия инцидента.

Подкрепляло её следующее обстоятельство: наблюдатель радарной станции FAA не предупредил корейских пилотов о том, что их самолёт отклонился от курса в сторону советской границы. Пилоты по непонятным причинам не скорректировали свой курс, пролетая над Бетелем. И другие американские станции слежения, в поле зрения которых последовательно оказывался рейс KAL-007, тоже никак не отреагировали на то, что корейский самолёт неуклонно приближается к границам СССР. Что это – случайность или предварительный сговор?

Гибель лайнера спровоцировали таинственные силы природы?

В 1993 году госкомиссия по расследованию обстоятельств 10-летней давности заявила, что среди обломков «Боинга» не было обнаружено шпионского оборудования. Не нашлось никаких доказательств разведывательной цели полёта рейса KAL-007. При этом все приборы «Боинга» были исправны. И тогда возникла новая загадка: зачем самолёт с исправным навигационным оборудованием углубляется в советское воздушное пространство, если разведывательных целей его экипаж не преследует? Вопиющая несуразица! Должно же быть этому какое-то вразумительное объяснение?

Сделаем такое предположение: причиной отклонения рейса КАL-007 от курса стал некий внешний фактор. Приборы, ориентирующие «Боинг», функционировали посредством приёма и излучения радиоволн. Поэтому допустим, что предполагаемый внешний фактор повлиял на направление распространения этих радиоволн. Таким внешним фактором могла быть разница в плотности воздуха. По дну западной части Тихого океана пролегает гигантская горная гряда, соединяющая Камчатку с Японией. Она тянется по западному краю провала морского дна впадины Тускарора глубиной почти 10 километров. Подводные желоба тянутся вдоль Алеутских и Курильских островов. Нетрудно заметить, что маршрут «Боинга» пролегал параллельно этим геологическим трещинам на дне океана. Приборы могли попросту ввести пилотов в заблуждение, и самолёт отклонился от курса.

Вот что рассказывал лётчик Осипович в одном из интервью: «Приблизившись, я захватил его (самолёт-нарушитель. – Ред.) радиолокационным прицелом. Я доложил: «Цель в захвате. Иду за ней. Что делать?» Но штурман наведения вдруг стал переспрашивать меня: курс, высота цели... Хотя всё должно быть наоборот! И только позже выяснилось: мы оба шли в зоне невидимости, о существовании которой и не догадывались. «Какое-то время мы ни тебя, ни его (самолёт-нарушитель. – Ред.) не видели», – объяснил мне на земле штурман».

Тому факту, что «Боинг» долгое время оставался незамеченным в советском воздушном пространстве, давались и другие объяснения. Советские радары, дескать, подверглись умышленному глушению, и в день инцидента на Камчатке были неисправны несколько радарных установок. Но как объяснить тот факт, что американские и японские радары тоже «проглядели» отклонение рейса КAL-007 от маршрута? Может быть, всё же из-за каких-то необычных атмосферных явлений? Этими же явлениями можно было бы объяснить и возникшую на пути рейса KAL-007 зону радиомолчания – ведь доказано, что корейские пилоты не услышали радиопозывных Осиповича. Вообще-то радиочастоты, которыми пользуются пилоты в чрезвычайных ситуациях, почти не подвержены помехам. Но, по признанию самого Осиповича, сделанного им в период горбачёвской гласности, он не переключил радиопередатчик на аварийную частоту – «из-за нехватки времени».

Оригинал взят у nstarikov в Он выполнил свой долг

В АДЫГЕЕ УМЕР ЛЁТЧИК, СБИВШИЙ В 1983 ГОДУ ЮЖНО-КОРЕЙСКИЙ «БОИНГ-747». В Майкопе с почестями проводили в последний путь храброго и верного присяге офицера — подполковника авиации Геннадия Осиповича. Сообщение ТАСС от 2 сентября 1983 года облетело все советские газеты: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолёт неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошёл в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над островом Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал».


Это был пассажирский «Боинг-747», летевший из Нью — Йорка через Анкоридж в аэропорт Сеула .




«В Майкопе с почестями проводили в последний путь храброго и верного присяге офицера — подполковника авиации Геннадия Осиповича .


Сообщение ТАСС от 2 сентября 1983 года облетело все советские газеты: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолёт неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошёл в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над островом Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал».


Это был пассажирский «Боинг-747», летевший из Нью-Йорка через Анкоридж в аэропорт Сеула.


Геннадия Осиповича военные офицеры вспоминают как исключительно порядочного человека, профессионала высокого класса, отличного лётчика.


«То, что выпало ему на долю, не пожелал бы никому», — говорит полковник военно-воздушных сил России Анатолий Коваленко .


По воспоминаниям Анатолия Григорьевича, Геннадий Осипович получил боевой приказ подняться в воздух в пять утра. На высоте приблизительно 9 км он увидел южнокорейский самолёт, который приближался к нашей границе.


«Но на нём горела мигалка — значит, самолёт или пассажирский или транспортный. На сигналы он не отвечал. Когда «Боинг» пересёк государственную границу Советского Союза, Геннадий получил приказ: цель уничтожить. Затем новый приказ: посадить. Не получилось — экипаж не реагировал. Потом ещё приказ: цель уничтожить. Геннадий Осипович вёл себя как настоящий боевой офицер — точно исполнил приказ», — считает полковник Коваленко.


Когда истребитель сел, Геннадия друзья поздравляли с выполнением боевого задания. Но на следующий день западные СМИ превратили лётчика из героя в убийцу. Геннадий Николаевич очень тяжело переживал то, что против воли оказался в центре мирового скандала.


На острове Сахалин живут тысячи корейцев. Чтобы сохранить жизнь лётчику и его семье, Осиповича перевели служить в другое место. В 1986 г. Осипович уволился из Вооружённых сил и поселился на родине, в Майкопе.


Много позже стало ясно, что советский лётчик был ни в чём не виноват. В сбитом пассажирском самолёте был только экипаж. Очевидно, что под видом пассажирского на территорию СССР проник самолёт-шпион.


«Потом я читал, что на дне нашли паспорта, связанные стопкой, связанные кеды и фрагменты только 17 тел. Но в самолёте должны были лететь 269 человек. Куда подевались они? Зато этот скандал пришёлся на руку США, которые, благодаря сбитому «Боингу», раздули мировой скандал, утверждая, что СССР — империя зла! Крайним оказался советский лётчик», — уверен Анатолий Коваленко.


Кстати, официально истинная причина гибели южнокорейского «Боинга» до сих пор не раскрыта. Не торопятся на Западе раскрывать и тайну гибели ещё одного «Боинга» — малайзийского, сбитого уже над Украиной.»


P.S. Материалы по теме

1 сентября 1983 года в небе над Сахалином пилот Су‑15 Геннадий Осипович сбил нарушивший воздушное пространство СССР южнокорейский «Боинг‑747» с пассажирами


Погибли 269 человек. Вспомнить те трагические обстоятельства мы попросили Сергея Степанова, ответственного секретаря Государственной комиссии РФ, поставившей в 1993 году все точки над i в этой истории.

Для меня и по сей день осталось тяжелым воспоминание о вскрытии закопанных еще в 1983 году на берегу фрагментов лайнера и того, что от него осталось. О встречах с родственниками погибших пассажиров из 15 стран... Стремясь сгладить тяжелую атмосферу и получив добро от президента Ельцина, мы тогда пообещали им установить к 10‑летию трагедии в Невельске памятник ее жертвам. Правда, оказалось, деньги на это никто не собирался выделять. Помог избежать международного конфуза мэр города Иван Малахов, впоследствии ставший губернатором Сахалинской области: он нашел местных спонсоров.

Когда обследовалось место падения лайнера, на дне было найдено крайне мало фрагментов тел. Вместе со специалистами МАК, помогавшими нам (в частности, с Рудольфом Теймуразовым и Владимиром Кофманом - физиками и представителем ГРУ, переводчиком Павлом Дорошенко), мы пришли к выводу, что до столкновения с водой самолет был практически цел, ракетой, скорее всего, был поврежден стабилизатор с последующей разгерметизацией и нарушением управляемости. В таких случаях давление внутри салона не успевает сравняться с наружным, происходит так называемая декомпрессия. Она, возможно, и привела к разбросу того, что было на борту, на десятки километров.

Конечно, у членов комиссии были и другие вопросы. Например, почему перед вылетом в Сеул гражданский самолет пробыл в Анкоридже на военном аэродроме трое суток, что он там делал. Американцы нам этого внятно объяснить не сумели или не захотели. Однозначно то, что самолет отклонился от трассы на 600 км вследствие нарушения экипажем правил самолетовождения и навигации. Однако точно установить мотивы, побудившие экипаж следовать по этому маршруту, комиссии не представилось возможным.

Известно, что родственники погибших требовали от нашей страны выплатить в соответствии с международными правилами серьезную сумму ущерба. И пришлось бы платить, если бы нас признали виновными в преднамеренной атаке на пассажирский самолет.

Но этого не произошло - во многом благодаря работе госкомиссии. Мы сэкономили для страны 8,5 млрд долларов.

На самом-то деле мы перехватывали нарушивший наше территориальное воздушное пространство вражеский разведчик, и от этого факта трудно было отрешиться даже тем, кто не стеснялся в выражениях, обвиняя СССР в бесчеловечности. Вообще разговор тогда между державами перешел на крик. Помню, как тогдашний начальник ПВО Анатолий Корнуков, не сдержавшись на встрече с представителями дипкорпуса, выступил с солдатской прямотой: «А вы знаете, что ПВО служит для того, чтобы сбивать всех нарушителей, которые посягают на наше пространство? Так вот, сбивали, сбиваем и будем сбивать всех нарушителей!» Хорошо, что переводчик благоразумно не стал это переводить. Но тот факт, что командование ПВО отдало приказ на уничтожение боинга, будучи абсолютно уверенным, что он является самолетом-разведчиком РС‑135 США, зафиксировала и спецкомиссия ИКАО в том же году.

В историю вошло, как американский президент Рейган назвал нашу страну империей зла. Но уже через пять лет, 3 июля 1988 года, в Персидском заливе двумя ракетами «земля - воздух» с американского крейсера «Винсеннес» был сбит иранский А‑300 с 290 пассажирами на борту. Штаты отделались легким испугом, выразив соболезнование и частично возместив ущерб. Но влиятельный американский журнал признал тогда: «Теперь мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию на сбитый в 1983 году авиалайнер КАЛ‑007... Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Но представим, что таинственный самолет появился бы над Калифорнией. Наша реакция на КАЛ‑007 - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться».

Такое вот признание задним числом. Подобная история случилась потом и с российским самолетом, который был сбит по роковой ошибке над Черным морем силами украинской ПВО. Так ведь сначала оправдывались и лгали, а потом, когда все стало ясно, даже компенсацию не оплатили. А мы это глотаем.

Возвращаясь к корейскому боингу... До сих пор обсуждается нелепая ситуация с Ельциным, который в ходе своего примирительного визита в Сеул привез изумленным корейцам пустые «черные ящики» с погибшего боинга. Кстати, с самого начала против такого жеста выступили многие наши специалисты. Но разве Бориса Николаевича могли переубедить доводы, если он что-то задумал? Вот его и подставили. Думаю, преднамеренно - ни к чему была вся эта затея.