Результат долгих лет пути к прогрессу российского авиастроения − самолет Sukhoi Superjet 100. Это достижение авиационной индустрии, которым по праву может гордиться каждый. Любители путешествий теперь имеют возможность преодолевать расстояния на отечественном ближнемагистральном лайнере. Он курсирует только по относительно близким маршрутам, но разработчиками предусмотрен полет более чем на 4000 километров. Узнайте подробнее в этой статье о том, как зародилась идея создания пассажирского самолета компанией "Сухой", сколько этапов производства пришлось преодолеть машине, насколько комфортны условия полета, и многие другие аспекты эксплуатации.

На что способен авиалайнер

Современный продукт самолетостроения ознаменовал новую эру производства в России. Произошел огромный толчок в развитии этой сферы благодаря новинке. Sukhoi Superjet 100 на мировом рынке занял сегмент региональных самолетов. Его можно охарактеризовать как экономичный, безопасный для окружающей среды, комфортный для пассажиров и удобный для экипажа 100-местный самолет.

Максимальная скорость самолета может достигать 860 км/ч. Он преодолевает заданную дистанцию на высоте около 12 000 метров. Дальность полета, с которой справится этот лайнер, − от 3000 до 4500 км. Также в него встроены два мощных турбовентиляторных двигателя SaM 146. Эта модель изготовлена с целью перевозки небольшого количества пассажиров, ее стандартная компоновка − 98 мест. Перспективы дальнейшего распространения по авиакомпаниям всего мира наших самолетов довольно оптимистичны, поскольку они конкурентоспособны и востребованы.

История разработки проекта

Предпосылка для создания собственного ближнемагистрального лайнера в России возникла еще в конце прошлого века. Наиболее крупные компании по строительству самолетов "Боинг" и "Аэробус" заняли сегмент рынка по созданию суден, вместимостью более 150 пассажиров. Нужно было создать такой проект, который будет современным, качественным, и обеспечит ближние рейсы транспортом. Им стал процесс создания самолета Sukhoi Superjet Su 100-95B.

В начале 2000-х в этой нише появились бразильские и канадские лайнеры, но "Сухой" по-прежнему имел преимущества, качественно отличающие его от продукции конкурентов. Аналитики пришли к выводу, что данным компаниям не под силу будет обеспечить запросы авиакомпаний самостоятельно. Спрос значительно превышал предложение.

Российское авиастроение оказалось в кризисном положении, оно лишь оттеняло былые успехи Советского Союза. Самолеты марки "Туполев" и Як-42 в свое время были шедеврами инженерной мысли, но в начале 21-го века перестали отвечать европейским стандартам. Уровень шума этих моделей вынудил российские авиакомпании в срочном порядке обновить свой авиапарк, чтобы продолжать активную деятельность, обеспечивать воздушные перевозки. Это ограничение было введено в 2002 году Евросоюзом. Помимо всего прочего, высокий расход топлива старых самолетов провоцировал более высокие затраты, на их фоне авиалайнеры Boeing и Airbus казались единственным вариантом. Начались интенсивные закупки подержанных импортных самолетов.

Как производят воздушные судна в РФ

2000 год − официальная дата основания закрытого акционерного общества "Гражданские самолеты Сухого". Несмотря на то что изначально эта компания занималась созданием лишь военных самолетов, в условиях рыночной экономики целесообразным стало расширение производства. Первоначальное название разработки пассажирского самолета − Russian Regional Jet. Шагом к эволюции самолетостроения в России стало то, что ГСС решила привлечь в процесс создания своего флагмана зарубежные идеи, разработки и значимые детали. Консультацией проекта стала заниматься компания "Боинг".

В 2003 году был заключен договор с французскими компаниями Snecma и PowerJet по совместному созданию с НПО "Сатурн" двигателей для будущего самолета. Разработка заняла больше времени, чем предполагалось, и задуманные на 2005 год испытания были отложены на неопределенный срок. Но уже в том же 2005-м ОАО "Финансовая лизинговая компания" сделала предварительный заказ на самолет Sukhoi Superjet 100 в количестве 10 машин, а "Аэрофлот" - на целых 30.

Финансированием проекта активно занималось и государство. Он входил в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Эти инвестиции составили около 8 миллиардов рублей. Благодаря этим средствам началась сборка лайнера в г. Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе им. Ю. Гагарина (КнААПО).

Летно-технические особенности самолета

На борту Sukhoi Superjet 100-95 с базовой комплектацией может разместиться 98 человек. Пассажировместимость варьируется от 98 до 108 сидений. В длину самолет достигает 30 метров, а размах крыла составляет 27,8 метра. Максимально возможная дистанция, на которую он рассчитан, − от 3000 до 4500 километров (зависит от модели). Скоростная категория самолета следующая: крейсерская скорость судна составляет 830 км/ч, а предельно допустимая − 860 км/ч, что является высоким показателем. Этот самолет способен принять далеко не любой аэропорт в РФ, только около 60 % соответствуют всем требованиям к взлетно-посадочной полосе и функциональным возможностям.

Первый полет

Тестовый полет самолета Sukhoi Superjet 100-95 был осуществлен 19 мая 2008 года. Это произошло в городе, где производилась его основная сборка, − в небе над Комсомольском-на-Амуре. Испытание завершилось успешно, что позволило производить международную сертификацию и усовершенствование судна.

Сотрудничество с "Аэрофлотом"

"Аэрофлот" − самый крупный заказчик самолетов марки SSJ 100. Перспектива долгосрочных отношений была заложена в 2005 году во время подписания лизинга. Первое использование самолета Sukhoi Superjet 100-95LR компанией "Аэрофлот" произошло 16 июня 2011 года. Рейс состоялся из московского аэропорта в Санкт-Петербург.

Что касается особенностей дизайна для "Аэрофлота" самолета Sukhoi Superjet 100 − фото отражает логотип компании.

Компания получает машины по гораздо меньшей стоимости, нежели другие партнеры. Поэтому "Аэрофлот" тоже получает немалые риски при вводе в эксплуатацию отечественных самолетов. Так, на начальных стадиях их сотрудничество оказалось убыточным для "Гражданских самолетов Сухого". Первый десяток был выкуплен по стоимости ниже каталожной − по 19 миллионов долларов против 24. Их дальнейшая деятельность уже перешла на стадию окупаемости производства.

Sukhoi Superjet 100: салон

Количество мест и вариации их расположения в авиалайнере отличаются в зависимости от модели. Так, самолет Sukhoi Superjet SU 100-95 имеет две основных модификации салона − AA и AF. Но обе модели разделены на классы по комфорту − "бизнес" и "эконом".

Первые ряды кресел с 1-го по 3-е − это места бизнес-класса. Посадочные места с маркировкой A, C, D, F считаются наименее удобными из-за разграничения пассажирской зоны с туалетом. Перед ними меньше пространства впереди благодаря этой перегородке. В целом бизнес-класс оснащен лучшими сиденьями, условиями пребывания и питания.

Все остальные ряды имеют более экономичные условия. В 6-м ряду местам А, С, D, E, F можно уделить особое внимание, так как они располагаются ближе к носу самолета, где находится уборная, и имеют большое пространство впереди.

Принципиально комплектация моделей отличается в самом последнем, 20-м ряду. В версии AA задние кресла не откидываются, что создаст пассажиру дополнительный дискомфорт. Также близость к санузлу обуславливает частую ходьбу других пассажиров мимо этих мест, а возможно, даже образование небольшой очереди. А в модели AF разработчики позаботились об улучшении условий. Увеличено расстояние до уборных, есть возможность разложить сиденье, но все же это не самые лучшие места в самолете.

Выбираем лучшее место

На сайте производителя авиалайнера Sukhoi Superjet 100 лучшие места наглядно продемонстрированы на плане салона. Как выбрать лучшее место для перелета? Оно расположено в бизнес-классе, но такой билет стоит дороже. Поэтому, чтобы путешествия с экономией были максимально комфортными, следуйте этим принципам:

  1. Ознакомьтесь со схемой пассажирского салона.
  2. Если не уверены, на какой конфигурации самолета полетите, то выбирайте 20-й ряд только в случае полного отсутствия других мест.
  3. Стоит избегать мест в хвосте машины, так как здесь турбулентность ощущается наиболее сильно.
  4. Лучше выбирать сиденье подальше от уборной и технических помещений, так как там вас могут преследовать неприятные звуки или запахи.
  5. Важно, чтобы спинки сидений полностью раскладывались, не создавая преград для здорового сна в поездке.
  6. В случае возникновения трудностей с самостоятельным выбором, забронировать место вам смогут помочь квалифицированные сотрудники авиакомпании.

Достижения компании

Самолет Sukhoi Superjet 100 был презентован в 2007 году. Однако возникла задержка поставок, в связи с трудностями в процессе производства. Создание суден заняло больше времени, чем планировалось. Несмотря на это, темпы производства планировалось увеличить до 6 лайнеров ежемесячно. За 2010 год количество готовых изделий составило 50 единиц. В 2011 году производилось меньше ожидаемого − 2-3 самолета в месяц. Задержки поставок спровоцировали отток клиентов, но главные заказчики все же продолжили тесное сотрудничество с компанией.

Первый важный для фирмы документ был получен в 2010 году − сертификат МАК, а в 2012-м даже сертификат EASA. Это позволило уверенно выйти на рынок ближнемагистральных авиалайнеров в соответствии с европейскими стандартами качества. Итак, производство лайнера характеризуется высокой технологичностью и внедрением новейших разработок. Количество иностранных комплектующих для него снизилось с 80 % до 50 %, и это огромный успех.

Критика проекта

Как посчитали многие критики, на начальной стадии проект самолета Sukhoi Superjet 100 выиграл государственный тендер неспроста. С ним конкурировал Ту-334, который, по их мнению, был более приспособлен к плохим условиям в российских аэропортах. В "Туполеве" двигатели расположены в хвосте судна, а в SSJ они установлены очень низко − под крыльями лайнера. Еще управление самолетом марки "Туполев" привычнее для российских экипажей. Впрочем, финансирование получил проект ГСС, и это поспособствовало его удачному воплощению в жизнь.

Также некоторые утверждают, что SSJ имеет внешнее сходство с немецким самолетом марки Fairchild. Это домыслы, сами проектировщики данную связь полностью отрицали.

Sukhoi Superjet 100: отзывы пилотов и пассажиров

Пилоты и пассажиры дают лайнеру высокую оценку. По управлению судно простое и послушное, имеет высокую скорость набора высоты, как отмечают сами пилоты. А путешественникам в самолете Sukhoi Superjet 100 нравятся комфортные сиденья, широкие проходы и расстояния между креслами, вместительные полки для багажа. Для авиакомпаний самолет выгоден в плане расхода топлива.

Если вам предстоит ближнемагистральный перелет, есть вероятность, что к трапу подадут Sukhoi Superjet 100: схема салона и лучшие места представлены ниже. Лайнер с сертификационным названием RRJ был разработан российскими авиаторами при участии зарубежных компаний. Он стал первым продуктом отечественной авиапромышленности, чьи характеристики по уровню шума получили хорошие отметки при проверке соответствия европейским стандартам.

Особенности модели

Superjet сконструирован по классической аэродинамической схеме: лайнер имеет горизонтальное оперение (стабилизатор), расположенное после крыла. Конструкция распространена в военной и гражданской авиации, поскольку обеспечивает безопасность при полетах и оптимизацию взлетно-технических характеристик.

Модель оборудуется двигателями SaM146-1S18: они выпускаются на франко-российском предприятии. Вариант позволил увеличить дальность авиарейсов, пассажировместимость и взлетную массу (показатель, при котором судно может подняться в воздух при соблюдении правил безопасности).

Другой особенностью Sukhoi Superjet стало применение композитных материалов, позволяющих уменьшить вес лайнера. В перспективе конструкторы планируют увеличить их долю, но процесс замедляется из-за дополнительных исследований. Представители ЗАО «Гражданские разработки Сухого» подчеркивают, что собираются изучить воздействие, оказываемое на материалы резкими перепадами температур.

Что касается кабины пилотов, то она оборудована не стандартными штурвалами, а джойстиками-сайдстиками. Это дало возможность освободить место для удобного и эргономичного расположения других приборов, а также улучшить обзор панели. Для эффективной работы сайдстиков внедрена система Fly-by-wire: движения джойстиков передаются электрическими сигналами.

История разработки

После распада СССР производство лайнеров остановилось, и на авиалиниях использовались воздушные суда, выпущенные ранее. Но в 2000-х гг. ресурс оказался выработан, поэтому государство объявило конкурс: на нем были представлены проекты новых моделей.

Победу одержал вариант будущего Sukhoi Superjet, и через 3 года конструкторы приступили к 1-й сборке. В эксплуатацию модель ввели в 2011 г. на рейсах армянского перевозчика. Сейчас главным эксплуатантом стал «Аэрофлот».

Модификации самолета

Кроме базовой модификации, разработаны и следующие варианты:

  • Sukhoi Superjet 100B-VIP представляет собой административно-деловую версию самолета. Он сочетает комфорт и универсальность лайнеров, предназначенных для перевозки официальных лиц, с надежностью разработок для регулярных авиалиний.
  • Sukhoi Superjet 100LR (SSJ100 LR) предназначен для ближне- и среднемагистральных перелетов. Модификации, которые в свое время стали для РФ революционными, позволили увеличить дальность на 1400 км. На основе версии выпущена и модель Sukhoi Superjet 100LR-VIP.
  • Sukhoi Business Jet производится по индивидуальным заказам. Модель эксплуатируется Погранслужбой Казахстана.

Все модели получили международные сертификаты, поэтому могут использоваться и зарубежными перевозчиками.

Какие проекты в разработке

Конструкторы рассчитывают реализовать и следующие проекты:

  • Sukhoi Superjet 100SV планируется к выпуску в 2019 г., а совершить первый полет он сможет в 2020 г. Вместимость собираются увеличить до 125 пассажиров.
  • Sportjet by Sukhoi будет предназначаться для перевозки спортсменов.
  • Suhkoi Superjet 75, рассчитанный на 75 пассажиров, будет эксплуатироваться на маршрутах протяженностью до 2 тыс. км. Разработчики надеются, что он позволит компаниям охватить новый сегмент бизнеса.
  • Sukhoi Superjet 100R будет включать увеличенную долю российских комплектующих.

Что касается результатов уже созданных моделей, то в 2018 г. выяснилось, что их налет на авиалиниях РФ уменьшился. Зато у зарубежных компаний показатель вырос, а жалоб на прибыли не возникло. Это связано с тем, что у российских перевозчиков начались проблемы с поставкой комплектующих. Чтобы исправить ситуацию, был внедрен комплекс мер по увеличению налета: его результативность оценивать рано.

Технические характеристики

Какими компаниями эксплуатируется: настоящее и перспективы

Что касается эксплуатации самолета Sukhoi Superjet 100, то отзывы компаний оказываются положительными. Лайнеры используют следующие перевозчики:

Также модели есть в авиапарках Армении, Лаоса, Мексики, Индонезии и Швейцарии. Производитель планирует расширить сотрудничество с компаниями, работающими в Ирландии и Италии. Также есть возможность заключения контрактов с азиатскими перевозчиками.

Sukhoi Superjet 100: видео

Как выбрать лучшие места: схема салона

Желающим подняться на самолет Sukhoi Superjet 100 схема салона поможет отыскать оптимальные варианты. Стандартное расположение кресел, рассчитанное на перевозку 87 пассажиров, используется и компанией «Аэрофлот», и зарубежными предприятиями.

Особенности бизнес-класса

Места этого класса обслуживания в самолете Superjet 100 отличаются удобством. Они располагаются в 3 ряда по схеме 2-2. Правда, у пассажиров, которых посадили в первом ряду, будет меньше пространства для ног из-за перегородки; не удастся положить и вещи на пол. Также поблизости расположен туалет, что может причинить беспокойство. Но в любом случае вам будет удобнее, чем в эконом-классе.

Наличие дополнительного пространства позволит вытянуть ноги.

Лучшие варианты в бизнес-отсеке - 2-й и 3-й ряд. Пространства для ног здесь в 1,5 раза больше, чем в бюджетной части салона. В 3-м ряду может быть слышен шум из «эконом», поскольку перегородка довольно тонкая.

Салон эконом-класса

Что касается расположения эконом-мест в самолете Superjet 100, то они занимают ряды с 6-го по 20-й. Кресла размещаются по схеме 2-3, причем худшим вариантом считаются сиденья E: они находятся далеко и от иллюминатора, что не позволяет наслаждаться видами, и от прохода. Но, если вы будете часто вставать в туалет, то вариант окажется удобнее, чем при выборе места у окна. Ведь вам придется беспокоить лишь одного соседа!

Конструкция салона не подразумевает наличия кресел возле аварийных выходов, поэтому категория Space + представлена только 6-м рядом.

При выборе учитывайте и следующее:

  • Лучшие места находятся в 6-м ряду, поскольку вы получите больше пространства для ног. Впереди нет кресел, и вы не столкнетесь с ситуацией, когда сосед откидывает спинку, мешая вам удобно расположиться с ноутбуком. Но ширина сиденья будет немного меньше, поскольку выдвижные столики крепятся на подлокотниках. Последние не складываются до конца, что может причинить неудобства. К недостаткам относят и то, что этот ряд занимают пассажиры с маленькими детьми. Также за бронирование мест в 6-м ряду компании взимают дополнительную плату, поскольку они относятся к категории Space +.
  • У места 6D есть дополнительный недостаток: пассажиры бизнес-класса, решившие воспользоваться туалетом в хвостовой части, натыкаются на кресло.
  • В рядах 7-19 находятся стандартные варианты: места для ног немного, но особого дискомфорта вы не почувствуете.
  • Путешествие в 20-м ряду не доставит приятных впечатлений. Спинки кресел здесь не откидываются, поэтому поспать будет проблемно. Сказывается и близость туалета, куда постоянно заглядывают другие пассажиры. Немного удобнее на местах 20A и 20F, расположенных у иллюминаторов: вас не будут беспокоить снующие по проходу люди. Худшие варианты - 20C, 20D и 20E.

Выбирайте места, сверившись со схемой, и сделаете путешествие комфортным. А окончательно сориентироваться помогут фото салона Sukhoi Superjet 100 (нажмите для увеличения).

Sukhoi Superjet 100 — это первый авиалайнер для пассажирских перевозок, разработанный в России после распада Советского Союза. Спроектирован компанией “Гражданские самолеты Сухого” — российской организацией, занимающейся разработкой, маркетингом и обслуживанием гражданских самолетов. Есть несколько модификаций этого воздушного судна, которые находятся в эксплуатации у ряда российских и иностранных авиакомпаний.

В этой статье мы рассмотрим не только технические характеристики этого лайнера, но и схему салона и лучшие места Sukhoi Superjet 100. Особое внимание мы уделим показателям надежности и безопасности этого самолета, а также отзывам пассажиров.

Аэродинамические показатели ССЖ-100 были просчитаны в лабораторных условиях ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского). Форма фюзеляжа и другие детали конструкции вычислены с помощью компьютерного моделирования — специальная программа определяла поведение элементов самолета в условиях повышенных нагрузок.

Основной задачей конструкторов было создание машины, удобной для пользователей — пассажиров и летного состава. Это отразилось на интерьере салона и обустройстве кабины. Создатели не забыли и о требованиях авиакомпаний, позаботившись об экономичности, летных возможностях и удобстве эксплуатации.

Важнейший плюс авиалайнера — возможность полета в автоматическом режиме с программой экономного расхода горючего.

Повышенная безопасность лайнера обусловлена встроенным в систему управления алгоритмом защиты от случайных ошибок пилотирования. Впервые в российском авиастроении на самолете установлена система предупреждения касания машиной взлетной полосы. Эта опция позволяет избавиться от массивных амортизаторов и увеличить полезную нагрузку.

Используемая в самолете модульная конструкция оборудования дала возможность на 15% сократить количество бортовых блоков. Конструкторы авиалайнера отказались от использования традиционного штурвала для управления машиной и впервые в российской практике применили рукоятку типа джойстик.

Самолет SSJ-100 многие эксперты называют «надеждой российской авиапромышленности». Для этого есть все основания.

В числе преимуществ лайнера:

  • повышенный уровень комфорта;
  • использование современных технологий при разработке проекта и производстве;
  • экономный расход топлива;
  • экологичность;
  • разнообразие моделей.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» всесторонне поддерживает свои продукты — устраняет выявленные недостатки, предоставляет подробную техническую документацию, проводит обучение летного состава.

В семейство самолетов SSJ входят следующие модели:

  1. Sukhoi Superjet 100 — первая модель из серии «Суперджет», базовая версия.
  2. SSJ 100 LR — модификация с увеличенной дальностью полета и повышенной взлетной массой.
  3. Sukhoi Business Jet и 100LR-VIP — корпоративные версии для перевозки важных персон. Имеют повышенный уровень комфорта.

В планах корпорации — разработка новой модели с удлиненным фюзеляжем, что позволит увеличить количество пассажиров до 125 человек.

Претензии к качеству

Многие покупатели и эксплуатирующие организации вызывают мнение о низком значении среднего налета. Так, «Аэрофлот», обладая самым большим флотом SSJ 100, сообщает что лайнеры летают только 3,3 часа в день против 5-6 часов у конкурирующих моделей.

В начале 2019 года от эксплуатации SSJ 100 отказалась ирландская CityJet - единственный, кто пользовался Superjet в Европе.

Мексиканская InterJet вынуждена была разобрать на запчасти несколько самолетов, чтобы хотя бы часть оставалась в работоспособном состоянии.

Двигатели SaM146 французской компании Powerjet имеют встроенный дефект. Преждевременное разрушение камеры сгорания. Вместо 7500 — 8000 часов работы, обеспечивают 1000 — 2000 часов до капитального ремонта.

Проблема с двигателя вынуждает эксплуатантов держать пул подменных двигателей или разбирать на запчасти другие свои лайнеры SSJ 100. Powerjet признала конструктивный просчет, но кардинальных действий осуществлять не собирается, т.к. двигатели SaM146 устанавливаются только на лайнер «Сухого». Французы просто доработали камеру сгорания , чтобы она изнашивалась медленнее.

С другой стороны, Россия планирует выпустить новую модификацию лайнера - SSJ-SV c двигателем отечественного производства.

Схема салона Суперджет 100 “Аэрофлота”

Пассажирский салон располагается в средней части фюзеляжа между кабиной и хвостовым отсекам. Он обладает герметичностью, обеспечивает поддержку оптимальной температуры, влажности и давления.

Параметры:

  • ширина — 3,2 м;
  • высота — 2,1 м;
  • ширина кресел для пассажиров — 46,5 см.

Двери в салон расположены в передней и задней части самолета.

В этих самолетах есть два типа конфигурации салона — AA и AF . Они схожи, но у них есть одно различие. В обоих первые три ряда занимает Бизнес-класс. Остальные 17 предназначены для . находятся в носовой и хвостовой частях самолета. По фото салона самолета Сухой Суперджет 100 вы можете составить свое мнение об его особенностях.

В первом варианте конфигурации в салоне размещает 98 кресел с расстоянием между ними в 81,2 см. Ширина прохода — 51 см. В более компактном варианте часть обстановки демонтируется, расстояние между креслами сокращается, а количество пассажиров увеличивается до 108 человек.

Кресла установлены в 19 рядов по 5 в каждом. Слева — двойные кресла, справа — тройные. Каждое сиденье оборудовано индивидуальным освещением и вентиляционной системой. Сверху над креслами имеются вместительные ниши для ручного багажа.

салон самолета Суперджет 100

В салоне спокойное светодиодное освещение. Иллюминаторы имеют овальную форму и самый большой размер среди самолетов аналогичного класса. В салоне есть гардероб для верхней одежды. Каждый пассажир имеет доступ к медиаматериалам — смотрите кино, слушайте музыку во время полета.

Первый ряд — менее удобен, так как ограничен спереди перегородкой. За ней находятся аварийные выходы и туалет. Это означает, что у вас будет мало места для ног. Другие два ряда Бизнеса — вполне комфортабельные.

Первый ряд Эконома — самый удобный в этом классе. Ноги можно свободно вытянуть, не опасаясь, что они упрутся в соседние кресла. В этом пространстве можно даже постоять, никому не мешая.

Схема салонов Суперджет 100-95.

Ряды — с 7 по 19 — вполне стандартные и не имеют каких-то особенных характеристик.

У последнего — 20-го ряда есть отличие в зависимости от конфигурации салона. Если это АА, то сразу за ним находятся туалеты и подсобка. Поэтому рядом с этими местами постоянно будет скапливаться очередь. Неприятные запахи и посторонние звуки будут вас постоянно беспокоить во время перелета.

В конфигурации AF туалеты находятся далеко от кресел, что делает этот ряд вполне стандартным для путешествия.

Совет. Если вы не знаете точно, на каком самолете полетите, выбирайте 20 ряд только в том случае, если других вариантов нет.

Авиакатастрофы с участием Sukhoi Superjet 100

Самая недавняя катастрофа с участием SSJ-100 произошла 5 мая 2019 года . При жесткой посадке в Шереметьево произошло крушение самолета. На момент написания статьи известно о 41 погибших.

SU1492 («Аэрофлот») Москва - Мурманск

Факты происшествия таковы : на лайнере компании «Аэрофлот», совершившим аварийную посадку в Шереметьево, возник пожар, который не удалось ликвидировать сразу. Самолет совершал рейс SU1492 Москва — Мурманск . Через несколько минут после взлета он начал снижаться, и при посадке, по словам очевидцев, дважды сильно ударился о поверхность земли, после чего загорелся. Пламя быстро охватило заднюю часть самолета. На борту находилось 73 человека и 5 членов экипажа. Пассажирам пришлось покидать борт по двум надувным трапам.

Окончательной причины произошедшего на момент написания материала не выявлено. : неисправность судна, ошибки пилота или диспетчера, неблагоприятные метеоусловия.

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета указали на несколько ошибок летчиков: они решили лететь через грозовой фронт, отказались выработать топливо перед аварийной посадкой и не смогли зайти на посадку в ручном режиме, что говорит об их слабой пилотажной подготовке.

Летчики пытались прижать нос самолета к земле, вместо того чтобы стабилизировать его в посадочном положении. Это привело к отскокам самолета от взлетно-посадочной полосы, что усугубило ситуацию. Пассажиры, сидевшие в хвостовой части, получили серьезные травмы еще во время «прыжков» лайнера, поэтому не смогли самостоятельно выбраться из салона и погибли.

Экипаж совершил аварийную посадку с превышением путевой скорости на 30 километров в час. При подходе к полосе «экипаж стал по неустановленной причине увеличивать скорость», из-за чего самолет приземлился ближе к середине полосы. Кроме того, в момент прохождения лайнером грозового фронта, предположительно, «в генераторе произошел скачок напряжения, за которым последовала серия отказов систем самолета».

Важно! После завершения официального расследования информация в разделе будет обновлена.

Индонезия 2012

Еще одна катастрофа произошла в 2012 году в Индонезии . Лайнер «Суперджет» врезался в гору во время технического полета. Погибло 45 человек, причиной катастрофы признана ошибка пилотов и диспетчеров.

Незначительные ситуации

Другие происшествия с участием Superjet за последнее время:

  • в марте 2019 самолет «Сухой Суперджет 100» совершил экстренную посадку в Шереметьево (причина — треснувшее лобовое стекло);
  • в феврале 2019 при посадке в Домодедово самолет задел крылом фонарный столб;
  • самолет, совершавший рейс Москва-Ханты-Мансийск, вернулся в Шереметьево по техническим причинам;
  • в октябре 2018 в Якутии самолет выкатился за пределы взлетной полосы;
  • в июне 2018 лайнер, следующий рейсом Иркутск — Петербург, совершил аварийную посадку в Барнауле (причина — ложное срабатывание пожарной сигнализации).

Эксперты считают, что основная причина частых происшествий — низкое качество комплектующих, которые выходят из строя раньше заявленного производителем срока. Особенно много нареканий на преждевременный выход из строя двигателя.

Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого вплоть до 2000 года занималось разработкой исключительно военных самолетов. Созданные на этом предприятии истребители известны во всём мире и пользуются немалым спросом среди покупателей из различных стран. Тем более неожиданными были первые сообщения о том, что конструкторы «Сухого» приступили к проектированию гражданского самолета.

В 2008 году этот лайнер совершил свой первый полет, а сегодня более сотни таких машин используется различными авиакомпаниями. Это, конечно, совсем немного на фоне тысяч «Боингов» и «Аэробусов», но ни один другой самолет российского производства не сумел достичь хотя бы таких показателей.

История разработки пассажирского авиалайнера Sukhoi Superjet 100

В середине 80-х годов прошлого века советские пассажирские самолеты стали выглядеть устаревшими на фоне новейших западных авиалайнеров. Отставание не выглядело безнадёжным, его еще можно было преодолеть. Практически во всех ведущих конструкторских бюро уже имелись проекты самолетов нового поколения, которыми предполагалось заменить на внутренних и внешних линиях заслуженных «ветеранов авиации». К сожалению, через несколько лет от этих планов мало что осталось.

Як-42 – единственный ближнемагистральный самолет российского производства, строившийся и летавший в относительно больших количествах после распада СССР

В 90-е годы российская авиационная промышленность деградировала. Самолеты производились буквально поштучно, заводы превращались в склады турецкого и китайского ширпотреба, а иностранные «инвесторы», радостно потирая руки, вывозили к себе конструкторскую и технологическую документацию. Кроме того, резко упал спрос на внутренние перелеты: только за первые два года «реформ» количество пассажиров сократилось вчетверо. В этих условиях о возрождении авиапрома не приходилось и мечтать.

Корпорация «Сухой», в отличие от многих других самолетостроительных компаний, пережила «лихие 90-е» относительно благополучно, в основном благодаря продаже истребителей в различные страны мира. В 2000-м году руководство этой компании впервые поставило вопрос о диверсификации производства и создании авиалайнера для перевозки людей на малую или среднюю дальность.

Эта инициатива встретила поддержку со стороны нового высшего политического руководства России, которое твердо решило покончить с тотальным развалом промышленности. Однако с самого начала было ясно, что свежеиспеченной фирме «Гражданские самолеты Сухого» не удастся справиться с проектом в одиночку. Разработку двигателей доверили французской компании Snecma, значительную часть приборного оборудования создали специалисты Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, а для успешного продвижения самолета на мировой рынок была использована помощь со стороны американского концерна «Боинг».

Проект, созданный инженерами корпорации «Sukhoi», был в 2003 году признан представителями Росавиакосмоса заслуживающим государственного финансирования. Тогда будущий самолет носил название RRJ (Russian Regional Jet). Одновременно рассматривались и другие проекты ближнемагистральных лайнеров, в том числе и разработанный в компании «Туполев» Ту-414, однако, победа осталась за «Сухим».

Сборку новых самолетов решено было организовать в Комсомольске-на-Амуре, где для этого были подготовлены необходимые производственные линии. Официальный показ опытного экземпляра авиалайнера, переименованного в SSJ100, то есть Sukhoi Superjet 100, проводился в конце сентября 2007 года. Спустя восемь месяцев состоялся первый полёт нового «Сухого», а еще через год этот региональный самолет был показан в Ле-Бурже в ходе ежегодного авиационного салона.

Первым покупателем этого самолета стала компания Armavia, зарегистрированная в Армении. Она получила авиалайнер SSJ100 в апреле 2011 года, и с этого момента началась коммерческая эксплуатация «Суперджета». Самым же крупным заказчиком остается «Аэрофлот».

По состоянию на июль 2020 года, был построено более 190 самолетов SSJ, однако, далеко не все они используются: по разным данным, регулярные рейсы выполняют не более 116. Имеется также ряд незакрытых контрактов на поставку лайнеров.

Описание конструкции самолета

По своей аэродинамической схеме авиалайнер SSJ не оригинален: однокилевое оперение с «нижним» размещением рулей высоты, стреловидное крыло с двумя закрепленными под ним двигателями. Это придаёт самолёту довольно «типичный» внешний вид. Правда, у SSJ нет законцовок на крыльях, характерных для «Эйрбасов», но в будущем, как предполагается, эти элементы конструкции появятся и у него.

Управление самолётом осуществляется при помощи «сайдстика» - боковой ручки, которая заменила традиционный штурвал. Пилотам помогают два бортовых компьютера, которые, как изначально считалось, не могут выйти из строя одновременно.

Композиционные материалы в конструкции самолета применяются, но довольно ограниченно. Из них делаются обтекатели, а также ряд элементов механизации крыла.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры авиалайнера Sukhoi Superjet 100 выглядят следующим образом:

Летные характеристики

Эксплуатационные показатели авиалайнера Superjet можно представить в виде таблицы:

Цена одного «Суперджета» составляла в 2015 году около 26 миллионов долларов США.

Описание схемы салона

Внутренняя компоновка авиалайнера Sukhoi SSJ100 может показаться непривычной многим пассажирам, особенно тем, кто никогда не летал на ближнемагистральных самолётах. Главное, что бросается в глаза, – это асимметрия расположения кресел. В эконом-классе они установлены по схеме 2х3 – с левой стороны в каждом ряду два места, затем проход, и еще три места с правой стороны. Подобная компоновка была использована ранее для американского авиалайнера Boeing-717 , который совпадает с «Сухим» по вместимости и дальности полета.

Следует отметить, что внутренняя схема салона SSJ-100 может несколько отличаться у разных авиакомпаний. Базовый вариант предполагал наличие 100 мест эконом-класса в едином салоне. Иногда два левых кресла в первом ряду убирались, в результате чего вместимость сокращалась до 98 человек.

Более комфортабельный вариант предполагает размещение 12 мест бизнес-класса и 75 – эконом-класса. Самая же вместительная модификация позволяет перевозить до 103 пассажиров в салоне с сокращенными интервалами между рядами кресел.

На борту имеется три туалета. Один из них расположен слева от центральной продольной оси самолета, сразу за кабиной экипажа. Второй – тоже слева, за последним рядом кресел эконом-класса. Третий туалет находится в самом хвосте салона - в него упирается центральный проход.

Расположение мест

Три ряда кресел бизнес-класса установлены в передней части авиалайнера. Непосредственно перед ними находится переборка, отделяющая их от служебных помещений и туалета. Размещение кресел традиционное – 2х2.

Места эконом-класса расположены по схеме 2х3. Они занимают основную часть внутреннего пространства. Предусмотрена возможность установки носилок – для этого используются три последних ряда с левой стороны салона.

Лучшие места

Наиболее высокий уровень комфорта для пассажиров «Суперджета» обеспечивается, конечно, в бизнес-классе. Кроме того, высоко оцениваются места, расположенные в 6-м ряду основной части салона – это кресла, расположенные сразу за перегородкой. У них есть даже специальное название – Space. Необходимо учитывать, что билеты на эти места будут более дорогими, чем на все остальные.

Худшие места

Наиболее неудобные кресла в салоне самолета Superjet расположены в последнем ряду эконом-класса. Они непосредственно соседствуют с туалетом. В результате пассажирам постоянно мешают отдохнуть другие люди. Кроме того, в базовом варианте компоновки, спинки кресел в последнем ряду не откидываются, что тоже не способствует комфорту.

Отмечается, что в первом ряду бизнес-класса имеется некоторый дефицит свободного пространства из-за чрезмерной близости к передней служебной переборке.

Преимущества и недостатки

С точки зрения пассажира, «Суперджет», скорее всего, можно назвать самым обычным самолетом. Он довольно удобен для своего класса, да и полеты продолжаются недолго. Поэтому плюсы и минусы лайнера фактически испытывают на себе авиакомпании.

Перечень основных преимуществ таков:

  1. Самолет имеет удобное и современное управление;
  2. «Суперджет» может обслуживаться на любых аэродромах, ему не требуются большие ангары и длинные полосы;
  3. Очень низкая цена. Один такой авиалайнер не менее, чем втрое дешевле, чем, например, Airbus A319 , использующийся на тех же маршрутах;
  4. Низкий уровень шума двигателей;
  5. Экономичный расход топлива.

Недостатки у машины тоже есть, причем для некоторых покупателей они уже перевесили достоинства. Главный минус – плохое, если не сказать провальное, послепродажное техническое обслуживание. Производитель не справляется со своевременным выпуском необходимого количества ремкомплектов.

Это приводит к постоянным простоям SSJ и невысокому налёту.

Есть и другие недочеты:

  1. Чрезмерно высокая доля импортных комплектующих. Это уже привело к срыву контракта на поставку самолетов в Иран, так как США просто отказались поставлять необходимые элементы конструкции;
  2. Общая ненадёжность многих вспомогательных систем и устройств. Частые поломки, пусть и не влияющие на безопасность полетов, стали настоящим проклятьем этого лайнера;
  3. Недостаточный ресурс двигателей. Он оказался в несколько раз ниже заявленного, что вызвало массу нареканий со стороны авиакомпаний, уже купивших «Суперджеты».

В настоящее время разработчики SSJ-100 пытаются исправить наиболее существенные недостатки машины, однако, еще неясно, насколько затянется этот процесс.

Безопасность полетов

Из 191 самолета SSJ100 три были потеряны в результате аварий. В двух случаях это повлекло за собой значительные человеческие жертвы. Первая катастрофа произошла 9 мая 2012 года, когда авиалайнер, выполняя показательный полёт, врезался в гору. Все 45 человек, находившихся на борту, погибли.

Вторая трагедия получила наиболее широкую медийную огласку. 5 мая 2020 года «Суперджет Сухой», вылетевший из московского аэропорта Шереметьево, вынужден был вернуться назад после одновременного отказа обоих бортовых компьютеров. Грубая посадка привела к пожару, в результате которого погибло более половины пассажиров (41 из 78) и был полностью уничтожен сам самолет.

Инцидент в Шереметьево нанёс огромный ущерб имиджу SSJ100, который и без того не был идеальным. Несмотря на то, что виновником катастрофы, видимо, был командир воздушного судна, многим экспертам крайне не понравился отказ бортовой электроники, которая не была в достаточной мере защищена от воздействия атмосферного электричества.

Не способствуют безопасности и бесчисленные мелкие поломки двигателей и вспомогательных систем самолета, ставшие за годы эксплуатации «Суперджета» постоянным явлением.

Основные модификации самолета

Уже в период проведения проектных работ предусматривалось, что SSJ100 будет выпускаться в различных вариантах, предполагающих некоторые изменения основных ТТХ лайнера. Всего было спроектировано не менее восьми разных модификаций, самыми перспективными из которых являются две – Sukhoi Superjet 100 95 LR и 100 95 SV.

Sukhoi Superjet-100-95LR

Эксплуатация этого варианта самолета началась в марте 2014 года. Его главное отличие от базовой версии – увеличенная дальность полета, которая доведена до 4576 км. Добиться этого удалось за счет установки более экономичных двигателей. При этом запас топлива остался тем же, а вот взлетная масса несколько выросла, что сказалось на длине пробега машины. Остальные характеристики сохранились.

Sukhoi Superjet-100-95SV

Эта модификация «Суперджета» должна заметно изменить облик самолета, поскольку предполагается увеличение длины фюзеляжа и площади крыла. Это позволит довести количество пассажиров на борту до 125, причем взлетная масса вырастет на 10 тонн. Информации о шагах по практической реализации данного проекта пока немного, хотя первоначальные планы предусматривали начать коммерческую эксплуатацию уже в 2020 году.

Каким бы ни стало дальнейшее развитие «Суперджета», уже сегодня можно говорить о том, что определенную положительную роль он сыграл. Благодаря работе по созданию этого лайнера российские конструкторы и производственники получили значительный опыт проектирования современных пассажирских самолетов. В условиях практически полной утраты советских наработок это очень ценно. Непростая судьба SSJ-100, кроме того, может послужить неплохим уроком и для политического руководства страны, потому что она еще раз показывает, как легко уничтожить и как трудно восстановить гражданское авиастроение.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Парк самолетов авиакомпании Ямал состоит из комфортабельных лайнеров:

Обзор самолетов Ямал

Авиакомпания «Ямал» уделяет значительное внимание вопросам обеспечения безопасности полетов. Самолеты «Ямал» проходят регулярное техническое обслуживание. Более того, авиакомпанией созданы линейные станции ремонта, которые позволяют своевременно и качественно проводить регламентное и техническое обслуживание воздушных судов. Покупая билеты на рейсы «Ямал» вы можете быть уверены в безопасности Вашего полета.

Airbus A320

Airbus A320 — среднемагистральный самолет выполняющий полеты на расстояние до 6 150 км. Вместимость лайнера от 150 до 180 пассажиров. Ряд кресел в салоне выполнен по схеме 3+3.

Схема салона Airbus A320

Airbus A321

Airbus A321 — среднемагистральный самолет способный выполнять рейсы на расстояние до 5 950 км. Вместимость салона — 142 мест в эконом-классе и 28 мест в бизнес-классе. Ряд кресел в салоне выполнен по схеме 3+3.

Схема салона Airbus A321

Bombardier CRJ-200

Bombardier CRJ-200 — ближнемагистральный региональный самолет способный выполнять полеты на расстояние до 3 000 км. Лайнер вмещает до 50 пассажиров. Ряд кресел в салоне выполнен по схеме 2+2.

Схема салона Bombardier CRJ-200

Сухой Суперджет 100

Сухой Суперджет 100 — ближнемагистральный самолет российского производства. Самолет взять на борт 98 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2,950 км. Просторный салон самолета оборудован удобными креслами, которые расположены по схеме 2+3.

Схема салона Сухой Суперджет 100

Все самолеты авиакомпании Ямал оборудованы таким образом, чтобы обеспечить пассажирам комфортный и безопасный перелет. В полете вам будет предложено бортовое питание, напитки, а также свежая пресса.

В самолетах авиакомпании Ямал максимальная норма провоза багажа – 20 кг , норма провоза ручной клади10 кг .

Поиск билетов на самолет