Начнем с хорошего. Оказывается, даже в таком гигантском мегаполисе, как Москва, все еще есть Дикая Природа. Именно так, с большой буквы. И не потому что она мать наша и все такое… Все намного прозаичнее и серьезнее: мы живем в климатическом поясе лесов, и пока столицу окружают леса, нам есть чем дышать. Ни парки, ни скверы, ни другие зеленые насаждения, сколько бы их ни было, выполнить роль этого естественного кондиционера для 15‑миллионного города не смогут.

«Лосиный остров» — зеленый пояс столицы.

А теперь плохая новость. Подмосковные леса — а значит, и все мы — в большой опасности. Буквально за считаные годы леса могут исчезнуть. И виной тому будет вовсе не жук-короед, засуха или отсутствие должного ухода. Безграничная урбанизация территории, жадность застройщиков и неумная градостроительная политика властей Московского региона может привести к тому, что уже через 10-15 лет жить в столице станет невозможно.

Щит как троянский конь

Летом этого года Дума приняла поправки в закон «Об охране окружающей среды», касающиеся создания зеленых щитов вокруг мегаполисов. С инициативой выступил Общенародный фронт, его горячо поддержали экологи и защитники природы. Первоначальная идея была правильная: необходимо закрепить особый защитный статус за лесопарковыми зонами вокруг крупных городов страны. Защитив их от вырубки и застройки, мы и себя защищаем от экологических проблем в будущем.

Но в процессе многочисленных редакций текст этой законодательной инициативы претерпел изменения. Для человека несведущего в природоохранном законодательстве вроде бы несущественные — например, вокруг Москвы был «лесопарковый защитный пояс», а станет «лесопарковый зеленый пояс». Но специалисты считают, что теперь, по новому закону, наши пригородные и городские леса потеряют гораздо больше, чем приобретут.

«Сейчас в лесопарковой зоне запрещено любое капитальное строительство, кроме гидротехнических сооружений, — объясняет известный московский эколог Галина Морозова. — А в лесах лесопарковых зеленых поясов можно будет построить все, кроме жилья и промышленных объектов. И если наши особо охраняемые природные территории, городские леса или особо охраняемые зеленые территории (есть в Москве и такие!), не говоря уже о подмосковных лесопарковых зонах включат в лесопарковый зеленый пояс Москвы, то в его лесах смогут строить автодороги, всевозможные трубопроводы, детские сады, школы, объекты туриндустрии и прочее».

«Мы считаем, что за этими поправками торчат уши столичных застройщиков, — считает член подмосковного отделения ОНФ Антон Хлынов. — Президента, который подписал поправки в закон о «зеленом щите», ввели в заблуждение. Но мы будем добиваться исправления ситуации и не успокоимся, пока лесам не будет возвращен статус защитных».

Захватить и узаконить

Еще одна сомнительная законодательная инициатива, с которой недавно выступил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, — это лесная амнистия. За последние годы на территории области было зафиксировано около 300 тысяч самовольных захватов земельных участков лесного фонда. Свою позицию глава области мотивирует тем, что где-то уже построены целые жилые микрорайоны, не выселять же людей оттуда. И если не придать легальный статус этим «самозахватам», то невозможно принять генпланы муниципальных образований. Ведь получается, что по документам числится лес, а на самом деле там уже давно дома стоят или торговый центр работает.

Борис Самойлов.

«Это очень опасный прецедент, — говорит ответственный редактор Красной книги города Москвы Борис Самойлов. — Во-первых, нельзя узаконивать беззаконие. Тем более в таких огромных масштабах. Вы только вдумайтесь: 300 тысяч участков лесного фонда были захвачены и застроены! Так скоро от наших лесов ничего не останется. А во-вторых, расширение урбанизации нужно не поощрять, а, наоборот, всячески сдерживать. Москва и область в пределах ЦКАД — это огромная агломерация, гигантский диффузный город. И если он будет и дальше разрастаться такими темпами, уничтожая вокруг себя леса, то очень скоро мы получим массу экологических проблем».

Правда о короедах

Подмосковные леса — огромное богатство, доставшееся нам в наследство. Они занимают 42% территории столичного региона, и это минимум для экологической безопасности.

Есть у нас и другие поводы для национальной гордости. Например, национальный парк «Лосиный Остров». Мало того что это самый большой на континенте городской лес, но он еще и богат таким биоразнообразием, какого уже давно нет в некоторых европейских странах. Голландцы несколько лет пытались возродить верховые болота. Завозили вагонами грунт из Владимирской области — все напрасно. А в окружённом городской застройкой «Лосином Острове» они есть. Еще на его территории есть широколиственный лес с 300‑летними лесными патриархами — это самый старый лес в Европе!

Но гордиться и ценить, что нам досталось от предков, мы не умеем. И, похоже, очень скоро можем потерять подмосковные леса. Процесс, как говорится, уже пошел. За последние пять лет жук-короед уничтожил почти 40 тыс. гектаров подмосковных ельников. Называются разные причины: сначала аномальная жара и засуха в 2010 году, затем ледяной дождь, сильные ветра, да и уход за лесами, мол, был не на должном уровне.

Но об истинных причинах умалчивают. И летняя засуха, и сильные ветра — это лишь следствие изменения климата, а происходит это из-за тотальной застройки территории Московской области.

По словам Бориса Самойлова, в Подмосковье повышаются среднегодовые температуры, климат стал как в Тульской области, которая находится южнее. А ель — таежное дерево, ее корни расположены близко к поверхности земли и нуждаются во влажной почве. Здоровое дерево само себя защитит от вредителей. А вот ослабленное жарой, когда смолы выделяется недостаточно, оно оказалось прекрасной кормовой базой для личинок жука-короеда.

Кстати, все рассказы подмосковных властей про то, что эпидемия типографа стала возможна, потому что в области большой процент старых лесов, — это миф. В сибирской тайге стоят такие ели-исполины, что их обхватить невозможно, и никакой жук-короед им не страшен. Потому что там здоровая экология, и они растут в своей климатической зоне.

Пока что в «Лосином острове» — и такого больше нет нигде в Европе — еще сохранился участок настоящей южной тайги. Вопрос: надолго ли?

«Пагубное влияние огромного города на климат уже ощущается, — говорит Самойлов. — Здания, дороги — все открытые площади нагреваются и потом отдают свое тепло. В городе температура всегда выше, чем за его пределами. Причем речь идет не только о горизонтальных плоскостях, стены домов тоже нагреваются, поэтому многоэтажные дома с точки зрения экологии намного опаснее малоэтажных. Во время засухи 2010 года средняя температура была около 32 градусов, и для многих людей это уже было серьезной проблемой, а представьте, что будет, если средняя температура поднимется еще на несколько градусов! В 2010‑м погибли елки, а в будущем могут пострадать люди».

Лоси и лохи

Хотя президент еще не давал разрешения Подмосковью на проведение всеобщей лесной амнистии, в области уже пытаются легализовать отдельные захваченные лесные земли. Так, 31 октября должны состояться публичные слушания по вопросу изменения границ национального парка «Лосиный Остров».

На первый взгляд повестка позитивная: в состав парка хотят включить Монинский и Горенский леса, первый участок сейчас находится на балансе Минобороны, второй принадлежит Ногинскому лесничеству. Но, как оказалось, радоваться за обитателей национального парка рано. Такой «царский» подарок в виде двух дополнительных территорий — не что иное, как компенсация за другие отрезанные земли, ранее входившие в границы «Лосиного Острова».

По словам Галины Морозовой, которая вместе с Борисом Самойловым проектировала границы нацпарка, в его состав специально было включено несколько сельских населенных пунктов, расположенных на территории Щелковского района, городского округа Балашиха, Королева и Мытищ. Сделали это специально для того, чтобы создать вокруг заповедных лесов буферную зону, на которую придется основная рекреационная нагрузка. Ведь «Лосиный Остров» практически со всех сторон окружен городской застройкой, его ежедневно посещают несколько тысяч человек, а в год это уже миллионы отдыхающих. Кроме того, когда исторические деревни Абрамцево, Оболдино и другие включали в границы национального парка, то думали, что это защитит окружающий ландшафт от урбанизации. Но на деле вышло совсем наоборот.

Лесные участки для застройщика как медом намазаны. Все, как один, рекламируют в своих проспектах прекрасную экологию в зоне своих новостроек, а сами тотально уничтожают все живое.

«Первые захваты земли на территории «Лосиного Острова» начались еще в лихие 90‑е, — рассказывает член подмосковного ОНФ Антон Хлынов. — Тогда балашихинские братки сумели построить несколько домов вдоль Акуловского водоканала. Общественность пошумела, правоохранительные органы для вида завели дело, но потом все затихло».

А безнаказанность толкает на повторение преступления. И уже вскоре строительство без экологической экспертизы, без согласования с дирекцией национального парка пошло на сопредельных землях полным ходом. В конце концов власти Балашихи несколько лет назад вообще возмутились: с какой это стати деревню Абрамцево включили в границы «Лосиного Острова» — там же люди живут, а не лоси. Кстати, сами жители, как правило, очень рады тому, что их населенные пункты входят в границы парка — для них это гарантия, что деревня не превратится в город.

Еще интереснее произошло с 30 га земли национального парка в Мытищинском районе. Там решили построить крупный торговый центр, оценив ущерб природе всего лишь в 10 млн руб. Если даже считать, что это бросовая земля, а вовсе не заповедная, как на самом деле, пусть только мы учтем ее местоположение — а участок расположен в 2 км от МКАД, — не слишком ли дешево за 30 га? Кажется, даже лоси сумели бы рассчитать цену за такой лакомый кусок земли лучше! Но ведь и в Министерстве экологии РФ не лохи сидят… Так что выводы о коррупционной составляющей напрашиваются сами собой.

В защиту бабочек

Летом в Москве проходил «круглый стол» по проблемам новой кольцевой дороги в Подмосковье. Среди докладчиков была эколог, которая пыталась объяснить собравшимся, что в результате строительства может погибнуть редкий, краснокнижный вид бабочек. Ее вежливо слушали, но особого сочувствия это предостережение ни у кого не вызвало. И напрасно. Нарушать биологическое равновесие человек научился, а вот восстанавливать его получается далеко не всегда так же легко и просто.

«В Европе уже нет диких лесов в черте городов, не то, что у нас вокруг Москвы и даже в черте самого мегаполиса, — говорит Борис Самойлов. — Многие умиляются, что на улицах западных столиц можно увидеть прыгающих по деревьям белок, бегающих в городских парках ежиков и бурундуков. И это, конечно, здорово, в таких городах приятно, комфортно жить. Но это не дикая природа. Это все поддерживается искусственно».

В последнее время Подмосковье берет пример с Москвы, а та в свою очередь с западных столиц — городские и областные власти стараются благоустроить свои территории, но в погоне за освоением средств чиновники меры не знают.

«Почему в Москве было подтопление этим летом? — объясняют экологи. — В столице уже превышена допустимая площадь запечатывания природных поверхностей. Благоустраивая долины рек в черте столицы, строители нарушили гидрологический режим рек. Такая же ситуация и в большинстве подмосковных городов. Вылейте стакан воды на клеенку, и она вся скатится на пол. А если на столе бархатная скатерть, то вся вода впитается. Так и с берегами рек, которые лишены естественной растительности, стариц, заливных лугов, закованы в бетон и тротуарную плитку».

Говорят, в Европе лесные деревья сами по себе — через самосев — уже не возобновляются. Потому что для прорастания семян лесных деревьев требуются определенные условия. А там даже мертвое дерево хоть двадцать лет пролежит в лесу, не сгниет — для этого нужны грибы, микроорганизмы, которые бы питались валежником. Для того чтобы поддерживать жизнь в этих искусственных лесах, европейцы тратят миллиарды евро в год. У нас таких денег нет. Так, может, нам все-таки стоит бережнее относиться к доставшемуся богатству? Как говорится, береги природу — мать нашу!

Об этом маленьком островке, который расположен в черте города Ростова-на-Дону, давно ходят невероятные слухи. А самой большой тайной острова является то, что он до сих пор остается заброшенный. Ни строительство баз отдыха, ни детских лагерей – ни что не помогает обжить остров.

И неудивительно. Даже местные жители сравнивают происходящие явления, с секретами Бермудского треугольника. О необъяснимых событиях на Зеленом острове стало известно еще в середине 20-х годов XX века. В тот период времени горожане рассказывали друг другу фантастические истории о призраках, оживших утопленниках и русалках,которые живут на острове.

Сегодня же огромной известностью пользуются рассказы об упавшем здесь инопланетном космическом корабле и о черном камне.

По рассказам очевидцев, на Зеленый остров, перед началом Великой Отечественной войны, прибыли войска НКВД. Военные в ночное время суток, когда жители спали, вывозили что-то на грузовиках. Однако завершить начатое они не смогли: немецкие войска, осенью 1941 года, подступили к Ростову-на-Дону. И вместо эвакуации войска НКВД организовали оборону пустынного острова. В ходе защиты острова погиб практически весь личный состав, обеспечив вывоз с острова вглубь страны чего-то загадочного.

Немало историй о необъяснимых явлениях, связанных с «черным камнем» рассказывают местные жители. Но, следует отметить, что, попытки целенаправленно найти таинственный камень, не дают никаких результатов. Хотя, очевидцы утверждают, что они не только видели черный камень, но и подверглись его воздействию.

Причиной неудач может быть то, что остров покрыт довольно густой растительностью, а западная сторона и вовсе труднодоступна. Однако именно западная часть является, как говорят очевидцы, аномальной зоной.

На Зеленый остров были организованы научные экспедиции, в том числе и экспедиция научно-исследовательского объединения «Космопоиск».

Проводились при помощи специальных приборов исследования западной стороны Зеленого острова. В результате были зафиксированы слабые аномалии, которые возможно связаны с подземными сооружениями (остатки старых окопов и землянок), расположенных на северо-западном берегу, и с небольшими подземными строениями неизвестного назначения. При этом участники экспедиции стали очевидцами звуковых сигналов неясного происхождения и проявлений аномалии «блудного места» (аномалия, в которой могут происходить самые загадочные события, в первую очередь происходит абсолютная потеря ориентации в пространстве).

Как бы там ни было, разгадками тайн острова Зеленый еще никто серьезно не занимался. Вадим Чернобров, исследователь аномальных событий и координатор «Космопоиска», говорит об этом месте так: «Об аномалиях на острове Зеленый известно давно. Кроме того, там были проведены предварительные исследования. Однако изменения в психическом состоянии людей, аномалии в составе грунта, процессы мутации в растительности требуют дальнейшего серьезного исследования».

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Вид на Зелёный остров с правого берега Дона

Самой главной загадкой этого острова является его заброшенность. Сколько ни пытаются люди его осваивать, строить тут базы отдыха и детские лагеря – Зелёный остров не пользуется в этом плане особым успехом.

Вид с Зелёного острова на Ростовский порт

Базы приходят не то что в негодность – превращаются в полный хлам. Остров просто усеян заброшенными домиками баз.

Выживают тут немногие. И то – только базы богатых организаций.

В общем-то, ничего удивительного в этом нет. Люди уже привыкли к комфортным отелям, и мало кого привлекает несколько дней провести в разваливающемся домике с гнилыми полами и удобствами на улице, в которые зайти страшно.

Многие организации, наверное, просто обанкротились и забросили свои базы совсем… Очень грустное зрелище. А ведь многие ростовчане в детстве отдыхали на Зелёном.

Теперь же он покрыт руинами, поваленными деревьями и мусором…

И когда знаешь, как в других городах (особенно в европейских) поступают с подобными островами, в какие конфетки их превращают, да ещё и деньги на этом зарабатывают – невольно задумываешься: может, с нами что-то не так?

Рыбаки уйдут, а мусор останется…

Конечно, Зелёный остров немного сложный для освоения – здесь много заболоченных мест, в которых почти круглый год стоит вода. Но если целые города на болотах ставят, то неужели при желании бы с небольшим островом не справились?

Кое-какие попытки сделать его привлекательным для людей предпринимаются. Например, возле пляжа построен аквапарк. А в глубине острова есть парочка ресторанов. Но этого всё же мало.

Неудивительно, что люди боятся в одиночку гулять по острову. Его заброшенность даже породила легенды о том, что на нём обитает всякая нечисть: лешие, русалки и вовсе неведомые существа.

Но опасаться тут надо иных существ – собак. Здесь их довольно много. Вряд ли они бездомные. Есть даже породистые – я видела огромных азиатских овчарок, лениво греющихся на солнышке.

Азиат отдыхает (снято на ходу из машины)

Но ещё больше дворняг. Когда они сыты и довольны – они не представляют никакой опасности, но всё же лучше держаться от них подальше. На нас ни одна даже не гавкнула – все лениво лежали.

Кривые деревья и блуждающие огоньки

Очень много пишут о Зелёном острове как об аномальной зоне. Я не буду пересказывать всё это, кто захочет – сам найдёт и почитает в Интернете. Скажу только, что кривых деревьев (их чаще всего отмечают как признак аномальности) здесь действительно очень много. Впрочем, как в любой заболоченной местности.

Вот так скрючило…

Ещё больше удивляет, что очень много обгоревших деревьев – такое впечатление, что время от времени тут бывают пожары.

Ну и, понятное дело, когда обгоревшие деревья стоят в болотах – тут уже нет ничего странного, что по ночам на острове видят какие-то загадочные огоньки.

Приезжала на Зелёный остров и экспедиция Общероссийского научно-исследовательского общественного объединения «Космопоиска» во главе с Вадимом Чернобровом – это такая группа исследователей, изучающая аномальные явления, загадочные места и не только. Они внимательно исследовали остров с различными приборами и действительно нашли на нём некоторые не совсем обычные явления: слышали странные звуки неизвестного происхождения, а некоторые участники экспедиции даже стали жертвами «блудного места» – аномалии, в которой происходит потеря пространственной ориентации.

Глава «Космопоиска» Вадим Чернобров во время визита на Дон

Да, на всякий случай скажу, что в экспедициях «Космопоиска» – строгий сухой закон.))

Члены «Космопоиска» в Ростове-на-Дону (Ваш автор тоже есть на снимке, узнали? 😉)

Один из членов регионального отделения «Космопоиска» Алексей Баскаков (на фото — слева) объясняет странности Зелёного острова тем, что это – не просто остров, а геопатогенная зона, так как он находится в тектоническом разломе.

На Зелёном острове даже пни вдруг оборачиваются собаками))

Говорят, на острове видят по ночам блуждающие огоньки – некоторые даже напоминают очертаниями людей.

И даже птицы тут летают не просто косяком, а выстраиваясь в форму акулы 🙂

А ещё Алексей говорит, что видел на острове белоголового орлана – птицу из Северной Америки, которая в наших краях вроде бы не водится. Как орлан очутился на острове – ещё одна загадка.

Таинственные подземелья и другие загадки Зелёного острова

Много ходит слухов и о загадочных подземельях Зелёного острова. Но, сколько я ни спрашивала у знакомых диггеров – все говорят, что никаких особенных подземелий там нет. Так, обычные коммуникации – технические, водопроводные, никакой загадочности – и тем более гигантских туннелей, ведущих в Ростов или на левый берег Дона. В общем-то, если здраво рассуждать, то по каким подземельям можно ходить на вечно затопляемом острове, где во всех низинках до конца лета стоит вода?

Технические подземелья, конечно, есть, и я их видела, но такие есть везде, где обитают люди. Думаю, ничего интересного там нет и быть не может. Хотя…

Вот такие они, подземелья Зелёного острова…:)

Гуляя по острову мы увидели одно странное и таинственное явление. В небольшой ложбинке стояло крошечное озерцо с настоящим маленьким водоворотом. Вода в нём бурлила и подпрыгивала, а сквозь толщу воды явственно проглядывались глубокие промоины.

Не тихий омут…

Я, как человек немного романтически настроенный, сразу обрадовалась – вот она, ещё одна загадка Зелёного острова. Но со мной был муж, он не оканчивал журфака и не привык везде искать загадки и сенсации.)) Он окончил физфак нашего же РГУ (ныне ЮФУ) и склонен любые загадки объяснять естественными причинами.

Сперва мы предположили, что это – какой-то подземный родник, в котором вода почему-то выходит толчками. Затем – что, может быть, это озерцо имеет подземное сообщение с Доном и когда набегает волна (а в этот день был сильный ветер) – вода прибывает и выплёскивается.

Но почему она закручивается по кругу, словно в ванной?

Водоворот

Мы стали бродить вокруг и на ближайшем холме нашли два водопроводных люка. Вот и разгадка. Вероятно, там прорвало водопроводную трубу и чистая питьевая вода, за которую ростовчане исправно платят деньги, просто так утекает в землю…

Сенсации – увы, не получилось… Но зрелище бурлящего водоворота захватывающее. Как-нибудь, может, выложу его видео.

Кстати, если Вы смотрели фильм про Зелёный остров из серии «Искатели» Андрея И, то, наверное обратили внимание на здание, в котором якобы провалился оператор съёмочной группы. Так вот оно находится вовсе не на Зелёном острове, а на Левом берегу Дона. Вот оно, узнаёте?

Старая пристань на левом берегу Дона

Зачем нужны такого рода фальсификации – я не вполне понимаю. Ведь всегда есть вероятность, что передачу посмотрит кто-то из местных, кто знает окружающую территорию.

Тем более что остров интересен и без всяких фальсификаций и мистификаций.

Существо с красными глазами

Видели мы на Зелёном острове (не на самом острове, а в Нахичеванской протоке) странное существо с красными глазами. Я раньше таких никогда не встречала в наших краях, тем более – в городе.

Это была черношейная поганка. Очень необычная птица. У неё красные как угли глаза – яркого рубинового цвета. А за глазами, на щеках – топорщятся пучками золотые пёрышки.

Наряд этой птицы в зимний период и в летний отличается. Зимой у неё нет хохолка. И, возможно, я и раньше могла видеть таких птиц, просто не обращала внимания. Хотя такие глаза мне бы уж точно запомнились!

Глаза у черношейной поганки как два горящих уголька

Интересно, что водятся черношейные поганки в Ростовской области ближе к границе с Калмыкией – на озере Маныч-Гудило, в Ростовском заповеднике. А тут – в самом городе… Впрочем, после того, как я увидела пустельгу (птицу из отряда соколиных) в своём собственном дворе – меня уже сложно удивить.

К сожалению, эта поганка съедобная. Люди охотятся на этих прекрасных птиц. Очень жаль! На мой взгляд, птица очень красивая, не хуже лебедя или утки-мандаринки.

Убежала… по воде…

Не в первый раз пожалела, что у меня нет телеобъектива, не удалось снять птицу крупным планом с хорошим качеством.

А Вы видели таких птиц?

А на том берегу – Ростов… большой и шумный город

Мы два дня (без ночёвки, приезжали – уезжали) гуляли по Зелёному острову. Всё же хорошее место для прогулок. Может, когда-то доведётся нам увидеть его ухоженным и красивым…

P.S. Фото сделаны в начале апреля этого года. А сейчас этот остров по-настоящему Зелёный – и выглядит вот так…

Зелёный остров в июне 2013 года

Такой вот он, наш таинственный Зелёный остров… И как видите, загадки у него действительно есть. И уж тем более их может найти тот, кто хочет отыскать…

——————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Зеленый остров.

Куда же девались фейны, когда они завершили свои ратные подвиги и покинули землю? Одни говорят, будто Фин и все его воинство пали в великом бою и умерли, как подобает умирать смертным. Ведь один холм в Пертшире называют Сил-Фин, что значит «Могила Фина». А в Гле-нарки, в графстве Инвернесс другой холм, с виду похожий на ладью, по слухам, насыпан над братской могилой всех его воинов.
Другие говорят, что Фин не умер, но все еще живет на некоем зеленом острове. Остров этот где-то на дальнем западе, на самом краю света. Он называется Илен-на-Хойг, - «Остров Вечной Юности». Там растут волшебные яблоки и в животворных источниках течет всеисцеляющая вода. Блажен тот, кому посчастливится попасть в тот кельтский рай, в эту Страну Света, Страну Исполненных Желаний. Ибо как только человек ступит па ее берег, к нему возвращается юность. Он снова становится таким, каким был в двадцать лет, - тело его выпрямляется, седина исчезает, а морщины разглаживаются.
Есть предание, что один человек некогда ступил на этот волшебный берег. Он жил на Джуре одном из Внутренних Гебридских островов, и звали его Энгас МакТрегор. У него была небольшая парусная лодка, и он перевозил грузы с острова па остров и с островов на побережье Шотландии.
Как-то раз он стоял на пристани в Гриноке, и тут к нему подошел человек громадного роста. Таких богатырей Энгас в жизни не видывал. Человек был натри головы выше обычных людей, и грудь его прикрывала ярко-рыжая борода. Он хлопнул Энгаса по плечу и сказал:
- Говорят, у тебя есть лодка и ты перевозишь грузы на острова и на материк. Мне нужно доставить мясо на один остров западнее Айлея. Можешь ты перевезти туда меня и мой груз?
Они сторговались, и великан перенес свой груз в лодку Энгаса. Лодочник только покачал головой, когда увидел огромные говяжьи и бараньи туши, что заполнили его суденышко.
«Пожалуй, этого хватит на прокорм целого войска горцев», - подумал он.
Когда все было готово, Энгас поднял паруса и поплыл в ту сторону, куда ему указал наниматель. Они вышли из устья реки Клайд, миновали Арран, обогнули мыс Кинтайр и вошли в пролив Айлей. И тут на море пал густой туман. Энгас правил рулем вслепую, стараясь держать курс на запад и повиноваться указаниям великана. Два дня они не видели ни земли, ни неба, и Энгас в недоумении спраши¬вал себя, где же они находятся.
«Должно быть, мы уже миновали самые дальние из Внешних Гебридских островов», - думал он.
На третий день туман рассеялся, и Энгас понял, что лодка его приближается к берегу какого-то острова, которого он никогда не видел. Серое спокойное море омывало остров, и лодочнику он показался каким-то зеленым раем, сулящим отдых и покой.


- Вот и кончается наш путь, - сказал его рослый спутник.
Но Энгас понимал, что они еще не очень скоро доберутся до берега, и потому сошел в каюту и прилег, чтобы немножко поспать. Разбудили его слабые толчки лодки о берег. Он поднялся на палубу и увидел, что лодка его покачивается на волнах. Груза на ней уже нет, а великана и след поостыл.
Когда лодочник с ним договаривался, тот обещал заплатить за перевозку, когда они прибудут на место. А теперь Энгас понял, что наниматель хочет его обмануть, и решил отыскать его во что бы то ни стало.
Он вышел из лодки и пошел вброд к травянистому берегу. И как только он ступил на остров, с него словно свалилось какое-то бремя. Все следы старости покинули его тело, и ему почудилось, будто он снова стал двадцатилетним юношей. Он диву давался, до чего ему было легко ходить; щупал себе лоб и чувствовал, что морщин как не бывало.
«Видать, попал я на Илен-на-Хойг - «Остров Вечной Юности», - догадался он.
И он догадался также, что великан, сидевший в его лодке, это - один из фейнов.
«В наши дни уже нет таких силачей, - думал Энгас. - И, значит, Остров Вечной Юности - это то же самое, что Остров Героев»,
Тем не менее Энгас твердо решил получить с фейна плату за перевозку. И вот он отправился бродить по острову. Вскоре он подошел к дому, построенному из огромных камней. Входная дверь его была в двадцать футов высотой и двадцать шириной.
Энгас вошел в дом и очутился в обширном зале. Здесь в тяжелом кресле сидел Громадный старец с бородой до колен. На лице его лежала мрачная печать тысячи битв, в которых он когда то сражался, а в глазах жила вечная скорбь о тех, что пали в бою, сражаясь рядом с ним. Это был сам Фин Мак Кул. Он повернулся и заметил Энгаса.
- Чего тебе здесь надо? спросил он и поднял свою огромную руку. - Впрочем, сначала выпей, потом скажешь.
И он подал Энгасу огромный кубок, полный золотистого меда. Кубок был такой тяжелый, что Энгас лишь с великим трудом поднял его обеими руками и поднес к губам. А когда осушил его, сел и рассказал Фину про все, что с ним приключилось.
Тогда Фин спросил:
- Скажи мне, житель острова Джуры, если тот рослый человек, что тебе не заплатил, сейчас придет сюда, ты сможешь его узнать?
- Смогу, - ответил Энгас.
Фин громовым голосом кликнул клич, и в зал стали входить его герои. Руки и ноги у них были словно древесные стволы, и когда они шли, пол трясся под ними. Среди них Энгас увидел того человека, которого привез сюда из Гринока. Узнать, его было нетрудно по ярко-рыжей бороде.
- Вот этот человек! — сказал Энгас Фину.
Фин приказал великану уплатить Энгасу сполна, и тот уплатил, хоть и очень неохотно. Затем Фин отпустил Энгаса, но когда тот вышел из дома, великан догнал его, схватил за плечо и вырвал у него правый глаз - Сделай я это раньше, ты бы меня не узнал!-сказал он.
Страдая от острой боли и обливаясь кровью, что лилась из глазницы, Энгас все же кое-как доплелся до берега. Великан шагал за ним следом. Когда же они добрались до того места, где Энгас поставил на якорь свою лодку, великан приказал ему отрясти с ног прах острова - весь до последней пылинки.
Затем Энгас сел в свою лодку, поднял паруса и поплыл домой. Он видел, как Зеленый остров мало-помалу исчезает в тумане, поднявшемся над водой. А когда остров совсем скрылся из виду, бремя прожитых лет снова легло на плечи Энгаса.
Итак, поездка на Остров Вечной Юности принесла ему только потерю правого глаза.

Если вы мечтаете о полете на Луну, можете для начала полазить по конусам потухших вулканов острова Пасхи. Мало того, что здесь вы будете бесконечно далеко от лихорадочной жизни нашего собственного мира, ландшафт тоже вполне сойдет за лунный. Маленькая приветливая Луна между небом и морем, покрытые травой и папоротником безлесные кратеры сонно зевают в космосе, позеленевшие от старости, давно уже утратившие пламенный язык и зубы. На острове сгруппировалось несколько таких мирных вулканов, зеленых снаружи и изнутри. Пора извержений прошла так давно, что на дне двух самых широких кратеров образовались небесно‑голубые озера с ярко‑зеленым гибким камышом, в которых отражаются гонимые пассатом облака.

В одном из этих кратеров, названном Рано Рараку, лунные жители явно развили особенно кипучую деятельность. Их не видно, но, когда бродишь безмятежно по траве, осматривая брошенные ими дела, так и кажется, что они просто попрятались в черных норах в земле. Прервав работы, они поспешно бежали, поэтому Рано Рараку оказался одним из величайших и удивительнейших памятников творения - это памятник неведомому и утраченному прошлому и предупреждение о бренности всего сущего. Гора местами сплошь иссечена, люди некогда врезались в вулкан с такой жадностью, словно это была сдобная булка, а ведь стальной топор лишь высекает искры, когда испытываешь им твердость скалы. Десятки тысяч кубометров камня отделены от горного массива и перемещены далеко в сторону от кратера. А в зияющих ранах в теле горы лежит больше полутораста каменных исполинов от едва начатых, до только что законченных. У подножия вулкана готовые идолы выстроились в ряды, словно целая армия сверхъестественных существ, и чувствуешь себя таким крохотным, когда приближаешься к этой горе, будь‑то даже верхом или в джипе по древней дороге, которую исчезнувшие ваятели проложили к своей гигантской мастерской.

Вы спешиваетесь подле скалы и вдруг видите в ее нижней части изображение человеческого лица - это не скала, а голова упавшего исполина. Вся экспедиция может укрыться под ней от дождя. Вы подходите к ближним фигурам, по грудь врытым в землю, и вам делается жутко, потому что вы не достаете даже до подбородка великана. А если вы попытаетесь влезть на лежащего плашмя богатыря, то почувствуете себя настоящим лилипутом, потому что взобраться на его живот - это же целая проблема. Зато потом можно свободно прогуливаться по телу и по лицу поверженного Голиафа и полежать на его носу длиной с хорошую кровать. Многие истуканы достигают десяти метров, а самый большой, еще не законченный, который лежит наискось на склоне, насчитывает двадцать два метра. Считая по три метра на этаж, этот каменный мужчина будет ростом с семиэтажный дом. Что и говорить - богатырь, настоящий горный тролль!



В кратере Рано Рараку загадка острова Пасхи, можно сказать, чувствуется во всем, здесь самый воздух насыщен таинственностью. Сто пятьдесят безглазых лиц молча вас обозревают. Тайна глядит на вас пустыми глазницами стоящих истуканов, глядит с каждого карниза, из каждой пещеры, где лежат, точно в колыбели или на смертном ложе, неродившиеся и усопшие великаны, безжизненные и беспомощные, потому что их покинула творческая мысль и созидательная сила. Так было здесь, когда ваятели оставили работу, и так будет всегда. Чопорные, гордые, стоят с поджатыми губами самые старые идолы, которых успели завершить, и всем своим видом говорят, что никакое долото, даже атомная энергия не заставят их раскрыть рот.

Но хотя рты великанов запечатаны семью печатями, о многом можно догадаться, когда ходишь по склонам горы среди тьмы незавершенных статуй. Куда бы мы ни залезли, где бы ни остановились, всюду нас, будто в комнате смеха, окружали огромные лица. Мы видели их анфас, в профиль, под всевозможными углами. Все они были поразительно схожи. У всех одно и то же стоическое выражение и необычно длинные уши. Мы перелезали через носы и подбородки, наступали на рты и громадные кулаки, а на полках вдоль склона над нами лежали еще и еще исполины. Научившись отличать искусственное от природного, мы убедились, что вся гора от самого подножия до кратерного гребня чуть не сплошь состоит из каменных тел и голов. И на гребне на высоте полутораста метров над равниной с незапамятных времен лежали наполовину законченные богатыри, глядя на небо и парящих в нем коршунов. Но и тут не было конца полчищам истуканов, они спускались непрерывной чередой вниз по стене кратера в чрево вулкана. Вплоть до пышных зарослей зеленого камыша по периметру кратерного озера протянулась кавалькада чопорных, безмолвных каменных людей, стоящих и лежащих, завершенных и незавершенных, словно племя роботов, окаменевших от жажды в тщетных поисках живой воды.



Грандиозные работы, когда‑то происходившие в кратере Рано Рараку, всех поразили и потрясли. Одна лишь маленькая Аннет спокойно отнеслась к этой картине.

Сколько куколок, - радостно сказала она, когда я снял ее с коня и опустил на землю у подножия вулкана.

Правда, когда мы подошли поближе, масштабы оказались слишком велики. Аннет пряталась за шеи истуканов, не ведая, что над ней вздымается кверху каменная голова. Когда мама помогала маленькой девочке вскарабкаться на высокий уступ, та и не подозревала, что переместилась с верхней губы на нос лежащего великана.

А когда мы приступили к раскопкам, то удивились еще больше. На что огромными казались каменные головы у подножия вулкана, а мы, зарываясь в землю, сперва откопали грудь, потом живот, руки, наконец бедра и соединяющиеся ниже живота длинные тонкие пальцы с огромными кривыми ногтями. В земле перед идолом нам попадались человеческие кости и следы кострищ. Знаменитые головы смотрелись совсем иначе вместе с телом и руками, чем в энциклопедиях и географических справочниках, где они выглядят отрубленными. Но как ни увлекало нас это зрелище, оно не давало ответа ни на одну из загадок острова Пасхи. Мы немало потрудились, чтобы перебросить веревку через самые высокие головы, II лишь самые ловкие из нас отваживались карабкаться по веревке вверх. Труднее всего последний кусок - от брови и выше. Тут веревка плотно прилегала ко лбу богатыря, и уцепиться за нее как следует было невозможно.

Да, не просто даже без груза влезть по канату на макушку стоящего исполина. Но еще труднее понять, как могли втащить наверх и водрузить на голову огромную «шляпу», если учесть, что «шляпа» тоже каменная и при объеме до шести кубических метров весила столько же, сколько два взрослых слона. Как поднять двух слонов на высоту четырехэтажного дома, если нет подъемного крана или хотя бы сподручного бугра поблизости? Допустим, на макушку головы взобралось несколько человек, - разве втащат они следом этакую махинищу, тут дай бог самим удержаться! А все те, кого можно разместить у подножия статуи, будут подобны беспомощным лилипутикам, их руки достанут разве что до живота истукана, а ведь надо этот тяжеленный груз поднять выше груди, подбородка и всей головы, на самую макушку! Металла пасхальцы не знали, леса на острове практически не было. Наши механики только пожимали плечами в недоумении. Мы чувствовали себя школьниками, которым задали непосильную задачку. Казалось, невидимые лунные жители радуются, сидя в своих норах, и поддразнивают нас: ну‑ка, угадайте, как это было сделано?! Как мы спускали этих колоссов вниз по крутому склону и переносили через горы и долины туда, куда нужно?

Гадать было бесполезно. Прежде всего надо хорошенько осмотреться кругом: может быть, загадочные искусники прошлого оставили какие‑то следы, хоть маленький намек.

«Смотри в корень!» - говорят, и мы решили сперва изучить многочисленных незаконченных идолов на полках в самой каменоломне. Все говорило за то, что работа прекратилась внезапно: тысячи примитивных каменных рубил лежали на рабочих местах. И так как ваятели трудились одновременно над многими статуями, мы могли видеть все этапы. Сначала они в горной породе высекали лицевую часть, потом оба уха и руки с длинными пальцами, которые соединялись ниже живота. И наконец они врубались в камень с боков, формируя спину. Она первоначально напоминала днище лодки с острым килем, соединяющим изваяние с горой. Полностью вытесав всю лицевую часть, ее тщательно обрабатывали и полировали, только не делали глаз под крутыми надбровными дугами. До поры до времени великан оставался незрячим. Потом скульпторы срубали «киль» под спиной, подпирая при этом богатыря камнями, чтобы не скатился с обрыва. По‑видимому, ваятелям было безразлично, где и как вытесывать статую - на отвесной стене или на горизонтальной плоскости, головой кверху или книзу. Незаконченные исполины лежали как попало, словно на поле боя.

Отделив спину, начинали головоломный спуск по склону к подножию вулкана. Иной раз многотонных колоссов спускали по отвесным обрывам, через полки, на которых тоже шла работа над идолами. Немало истуканов побилось, но подавляющее большинство спустили целехонькими, правда ног не хватало, ведь каждое изваяние заканчивалось плоским срезом там, где у человека начинаются ноги. Словом, длинный торс с руками.

Тысячи тонн осколков из мастерской перенесли ваятели к подножию вулкана, где выросли огромные осыпи и искусственные морены. В этих кучах рыли глубокие ямы и временно устанавливали богатырей. Только теперь можно было отделывать спину и шею исполина, а выше бедер спину украшали поясом с символическими изображениями. Этот узкий пояс был единственным одеянием» нагих фигур, и все они, кроме одной, изображали мужчин.

Однако таинственное странствие каменных богатырей здесь не заканчивалось, после доделки спины они отправлялись к своим алтарям. Большинство пасхальскнх истуканов покинули гору, и совсем немного осталось ждать своей очереди у подножия вулкана. Готовые богатыри разошлись во все концы острова, до пятнадцати километров от мастерской, в которой им придали облик человека.

Патер Себастиан был как бы директором этого музея под открытым небом. Он исходил лунное царство вдоль и поперек и пометил номерами все статуи, какие обнаружил, итого больше шестисот. Все они были высечены из одной породы, изваяны в огромной мастерской на крутом склоне Рано Рараку. Только здесь вы увидите характерный серо‑желтый цвет, по которому затем издалека опознаете статую, где бы она ни валялась среди других каменных глыб.

Самое удивительное, что ваятели перемещали не глыбы камня, которым толчки нипочем, а полностью законченные фигуры, полированные от мочки уха до лунки ногтей. Не хватало только глазищ. Как ухитрялись они переносить готовых идолов в такую даль, ничего не повредив, не поцарапав полировки? Этого никто не знал.

Доставив слепых истуканов на место, их не опускали основанием в яму, чтобы поставить торчком, напротив - каждого идола поднимали и водружали на аху, каменный алтарь высотой около двух метров. Только теперь вытесывали глазницы, только теперь богатырь мог увидеть, где он очутился. И наконец, в довершение всего на голову исполина надевали «шляпу» весом от двух до десяти тонн, что как раз и равно весу двух слонов.

Впрочем, слово «шляпа» неверно, хоть так и повелось говорить. Старое пасхальское имя этого огромного головного убора - пукао, то есть «пучок волос», такую прическу носили многие местные мужчины, когда на Пасхи приплыли европейцы. Почему древние ваятели клали на макушку богатыря особый камень, изображающий пукао, а не высекали прическу сразу, вместе со всей статуей? Да потому что главным в этом пучке волос был цвет. Пасхальцы отправлялись в другой конец острова и за десять километров от каменоломни Рано Рараку в небольшом заросшем кратере добывали породу красного цвета. Именно этот красный цвет был им нужен для волос. И тащили они с одной стороны серо‑желтые статуи, а с другой - красные пукао, чтобы водрузить их на каждом из пятидесяти с лишним алтарей, сооруженных вдоль побережья. На большинстве постаментов стояло по два идола, часто их было по четыре, пять, шесть, а на одной платформе, высотой четыре метра, выстроилось пятнадцать рыжеволосых богатырей.

Но сегодня ни один из великанов не стоит на своем алтаре. Уже капитан Кук, а по всей вероятности даже Роггевен, приплыли сюда слишком поздно, чтобы застать все статуи на первоначальных местах, по большинство идолов еще стояли с красными пукао на голове. В середине прошлого века последний великан был сброшен с алтаря, и красный «пучок волос», будто окровавленный паровой каток, прокатился по мощеной площадке. Теперь вы увидите стоящими только слепых, безволосых истуканов у подножия вулкана с вызывающе задранным кверху подбородком. Они ушли в землю так глубоко, что их никто не мог повалить, а попытка срубить одну голову топором кончилась родной неудачей, палач смог высечь лишь чуть заметную борозду в каменной шее великана.

Последнего идола свергли с аху примерно в 1840 году, во время стычки каннибалов, поселившихся в пещере по соседству. Десятиметровую фигуру венчал пукао объемом в шесть кубических метров, а сама она стояла на каменной стене почти в рост человека. Мы измерили поверженного богатыря и определили его вес - пятьдесят тонн. Такую махину притащили сюда за четыре километра от Рано Рараку. Представим себе, что мы опрокинули вверх колесами десятитонный железнодорожный вагон, ведь в Полинезии не знали колеса. Рядом с первым точно так же поместим второй вагон. Потом загоним в эти вагоны двенадцать коней и пять рослых слонов. Вместе это будет пятьдесят тонн, и можно тянуть, но мало сдвинуть груз с места, мы должны протащить его по камням на четыре километра, да так, чтобы ничего не повредить. Без машин, скажете вы, невозможно! Значит, исконные обитатели острова Пасхи совершили невозможное. Во всяком случае ясно, что это сделано не кучкой полинезийцев, любителей резьбы по дереву, которые, высадившись на остров, принялись долбить гору, потому что дерева не нашлось. Нет, рыжеволосые богатыри классического типа изваяны мореходами из страны, народ которой издавна привык работать с тяжелыми монолитами.

Итак, наш пятидесятитонный груз доставлен. Теперь его надо поднять на каменную стену и поставить прямо да еще увенчать голову на высоте четырехэтажного дома «начесом». Этот «начес» одни весит десять тонн, а доставлен он из каменоломни за одиннадцать километров, считая напрямик. Одиннадцать километров - изрядный путь по такой местности, и десять метров по любой мерке - внушительная высота, если надо поднять десять тонн - вес двадцати четырех добрых коней. Но люди справились с этим. А в 1840 году каннибалы все разрушили, расшатав кладку постамента, и в ознаменование сего подвига съели в пещере три десятка соседей.

Стоя на гребне кратера Рано Рараку, я любовался чудесной панорамой острова. Позади меня довольно крутой склон уходил в заросшее чрево вулкана, где небесно‑голубое кратерное озеро блестело как зеркало, окаймленное широкой полосой небывало зеленого камыша. Возможно, камыш казался особенно зеленым рядом с пожухлой от засухи травой на косогорах. Прямо передо мной исчерченная полками стена мастерской спадала к площадке у подножия горы, где наши люди суетились, словно муравьи, роясь в коричневой земле вокруг истуканов. Стреноженные кони выглядели совсем маленькими перед могучими каменными богатырями. Мне хорошо было видно то, что можно назвать центром и фокусом загадки, прежде всего привлекающей внимание тех, кто попадает на остров Пасхи. Вот он, родильный дом истуканов; я стоял на громадном зародыше, а сколько их лежало на склонах кратера впереди и позади меня. На откосах у подножия как снаружи, так и внутри выстроились безволосые и незрячие новорожденные, напрасно ожидая, когда настанет их черед отправляться в путь. С гребня я видел дороги, по которым некогда перемещались статуи. Несколько готовых идолов уже приготовились выходить из кратера, когда все работы внезапно были прекращены. Один из них успел добраться до, гребня, другой даже перевалил в ложбину на наружном склоне. По транспорт прервался, и они остались лежать, причем не на спине, а на животе. Вдоль расходящихся от кратера поросших травой древних дорог, расчищенных от камня, тут и там лежали по одной, по две, по три другие статуи. Тоже незрячие и безволосые, и было очевидно, что их не свергли с какого‑либо пьедестала, а просто бросили по пути от Рано Рараку к соответствующему алтарю. Некоторые ушли довольно далеко от торчащих на горизонте конусов. А вон там, на западе, отсюда и не видно, находится маленький кратер Пуна Пау, где ломали камень для пукао. Я уже спускался в него и на дне под крутыми стенками осмотрел с полдюжины цилиндрических «начесов», похожих на колесо парового катка. Древние мастера причесок переправили через обрывистый склон изрядное количество огромных глыб, и теперь они валялись в беспорядке под горой, дожидаясь, когда их поволокут дальше. Другие были брошены на пути к своим хозяевам, мы встречали их тут и там в степи. Я измерил самый большой пукао, извлеченный из кратера. В нем было больше восемнадцати кубических метров, он весил тридцать тонн - столько же, сколько семьдесят пять крупных лошадей.

Размах всех этих работ был так грандиозен, что не укладывался в моей голове. И я повернулся к пастуху, который стоял рядом со мной, молча глядя на кинутых вдоль дорог великанов.

Леонардо, - сказал я, - ты человек деловой, скажи мне, как в старое время перетаскивали этих каменных богатырей?

Они шли сами, - ответил Леонардо.

Не будь это сказано так торжественно и серьезно, я решил бы, что он шутит, ведь этот пастух в чистых брюках и рубахе был на вид такой же цивилизованный человек, как мы, а умом даже многих превосходил.

Постой, Леонардо, - возразил я, - как же они могли ходить, если у них только туловище и голова, а ног нет?

Они шли вот так. - Держа ноги вместе, не сгибая колен, Леонардо продвинулся немного вперед по скале, потом снисходительно спросил меня:

А ты как думал?

Я не нашелся, что ответить. И многие до меня тоже становились в тупик. Ничего удивительного, что Леонардо полагался на бесхитростное объяснение своего отца и деда. Статуи шли сами. Зачем ломать себе голову, когда есть простой и ясный ответ.

Вернувшись в лагерь, я прошел на кухню, где Мариана в это время чистила картофель.

Ты когда‑нибудь слышала, как в старину перемещали больших моаи - спросил я.

Си, сеньор, - твердо ответила она. - Они шли сами. И Мариана принялась рассказывать длинную историю о древней колдунье, жившей около Рано Рараку в ту пору, когда каменотесы высекали огромных истуканов. Эта колдунья своим волшебством оживляла каменных великанов и заставляла их идти, куда надо. Но однажды ваятели съели большого омара, а ведьму угостить забыли, она нашла пустой панцирь и так рассердилась, что заставила все статуи упасть ничком на землю, и с тех самых пор они лежат недвижимо.

Точно такую же историю про ведьму и омара поведали пасхальцы Раутледж пятьдесят лет назад. И теперь я с удивлением обнаружил, что, кого ни спроси, каждый по‑прежнему держится за эту версию. Пока им не предложат более убедительного объяснения, они хоть до судного дня будут толковать про колдунью и омара.

Вообще‑то островитян нельзя было назвать наивными. Правила не правила, а у них всегда находился какой‑нибудь хитрый предлог, чтобы выбраться за пределы деревни и явиться к нам в лагерь со своими поделками. Почти все владели искусством резьбы по дереву, многие были истинными мастерами, но лучше всех работал бургомистр. Все спрашивали его изделия, потому что, хотя островитяне вырезали одно и то же, никто не мог сравниться с ним в изяществе линий и совершенстве отделки. Участники экспедиции завалили его заказами, только поспевай делать. В обмен за фигуры охотнее всего брали американские сигареты, норвежские рыболовные крючки и пестрые английские ткани. Пасхальцы были завзятыми курильщиками. Те, что в первую ночь побывали у нас на борту и выменяли несколько пачек сигарет, не выкурили их сами. Они помчались галопом в деревню и стали ходить из дома в дом, поднимая с постели друзей и родню, чтобы каждый получил по сигарете. Запас, полученный с последним военным кораблем, израсходовали несколько месяцев назад.

Среди тонких деревянных поделок попадались иногда каменные фигурки похуже: то наивные маленькие подобия больших идолов, то грубые головы, с едва намеченными глазами и носом. Первое время владельцы пытались нам внушить, будто это старинные предметы, дескать, нашли в земле или в алтарях. Но мы только смеялись, и чаще всего они били отбой, лишь некоторые упорно стояли на своем.

Однажды в лагерь прискакала женщина и вызвала меня, мол, обнаружила в каменной осыпи что‑то странное. Когда мы добрались до места, она осторожно принялась разбирать камни, и я разглядел маленькую свежеизготовленную копию знаменитых истуканов.

Оставь ее, - сказал я женщине. - Она совсем новая, кто‑то ее нарочно подложил, чтобы обмануть тебя!

Женщина заметно смутилась, и ни она, ни ее муж больше не пытались нас надуть.

В другой раз поздно вечером примчался запыхавшийся мужчина с потрясающей новостью: ловя рыбу при свете факела, он нашел в песке на берегу маленькую статуэтку. Если мы ее хотим получить, он сейчас же нас туда проводит, хоть и плохо видно, а то ему надо спешить в деревню. Рыболов был явно озадачен, когда мы, подъехав на джипе, осветили фарами место находки. На траве лежала скверно сделанная фигурка, и даже песок, в котором ее вываляли, не мог скрыть, что она совсем новая. Под общий смех владелец упрятал свое уродливое изделие в мешок и потащил обратно в деревню. Ничего, сбудет какому‑нибудь матросу, когда придет военный корабль…

Другую уловку применил пасхалец, который привел меня в грот с колодцами и странными барельефами на своде. Барельефы, изображавшие птицечеловеков и огромные глаза, были подлинными и очень мне понравились. Пока я их разглядывал, мой проводник с невинным видом забавлялся, роняя в воду комья земли. Вдруг он вскрикнул, я посмотрел вниз и увидел, как земляной ком медленно распадается в воде. Будто цыпленок из яйца, из него вылупилась малюсенькая куколка. Это было так неожиданно и потешно, что я расхохотался, хотя незадачливый плут не заслужил такой бурной реакции. И этот пасхалец тоже больше не пытался нас провести.

Правда, стремясь получить товары, которые мы привезли для обмена, пасхальцы иногда и впрямь отыскивали старинные вещи. Как‑то раз за мной пришли молодые супруги - они нашли четыре необычные каменные головы. Как ни странно, головы лежали совсем близко от ограды, к востоку от губернаторской усадьбы. Когда мы туда прибыли, нас встретили какая‑то старуха и ее дочь, истая ведьма, которая, казалось, готова была выцарапать нам глаза. Они были вне себя от ярости и сыпали ругательствами с такой скоростью, какую только полинезийский язык допускает. Когда наши проводники пытались вставить слово, на них обрушивался залп брани. Мы с кинооператором решили присесть, обождать, пока извержение кончится. Наконец бабка чуть поостыла.

Сеньор Кон‑Тики, - сказала она. - Эти двое - воры и мошенники. Камни мои, их никто не смеет трогать! Я из рода Хоту Матуа, эта земля исстари нам принадлежит.

Теперь не принадлежит! - перебил ее молодой пасхалец. - Теперь это пастбище военно‑морского флота. А камни наши, мы первыми их нашли!

Старуха опять вспылила.

Первыми нашли? Да как у вас язык поворачивается, воровское отродье! Эти камни принадлежат нашему роду, бандиты вы этакие!

Пока они с пеной у рта оспаривали друг у друга право собственности, я по их жестам понял наконец, где находятся камни, о которых идет речь. Старуха и ее дочь сидели каждая на одном из них, я - на третьем, а молодые супруги стояли возле четвертого. С виду это были обыкновенные валуны. И вспомнил я мудрого Соломона, как он, взяв меч, вызвался поделить ребенка между двумя женщинами, каждая из которых называла себя матерью. Здесь можно было бы решить спор кувалдой. Молодые, наверно, с радостью поддержали бы меня, зато старуха окончательно взбесилась бы.

Дай нам только посмотреть на твои камни, мы с ними ни» чего не сделаем, - предложил я бабке.

Она промолчала, по не стала нам мешать, и мы перевернули валуны нижней стороной кверху. Четыре причудливые рожи о незрячими круглыми глазищами величиной с блюдце воззрились на небо. Ни капли сходства с классическими пасхальскими истуканами; скорее, похоже на устрашающих круглоголовых идолов Маркизских островов. Владелицы камней смотрели на нас в полном отчаянии. Молодые супруги откровенно торжествовали, предвкушая выгодную сделку. Обе стороны напряженно следили за нами. Мы закатили камни на место, повернув их лицом вниз, поблагодарили и ушли восвояси. Наши проводники стояли, разинув рот от удивления. А старуха - старуха, как мы потом убедились, крепко запомнила этот случай.

Тем временем произошло другое событие, которое заставило пас основательно поломать голову. Когда в Южные моря пришли европейцы, ни на острове Пасхи, ни в остальной Полинезии не знали гончарства. Это довольно странно, потому что гончарное дело было важной чертой древних культур Южной Америки, а народы Индонезии и Азии знали его еще раньше. На Галапагосских островах мы нашли множество черепков от южноамериканских изделий: во‑первых, архипелаг лежит достаточно близко к материку и его не раз посещали древние морепроходцы; во‑вторых, почвенный слой здесь настолько скуден, что он не мог скрыть следов старины. Совсем иначе было на острове Пасхи. Вряд ли древние жители Южной Америки часто добирались сюда со своими кувшинами, и то немногое, что они могли здесь разбить, давно исчезло под дерном. Тем не менее я привез с собой один черепок, чтобы выяснить у островитян, не видали ли они что‑нибудь похожее. Ведь такой черепок может рассказать детективу от археологии больше иной книги.

И пот первый сюрприз: несколько стариков, которых мы опросили порознь, назвали черепок маенго, этого слова не было в словаре патера Себастиана. Один из них слышал от своего деда, что маенго - это такая вещь, которой в старину пользовались на острове. По» словам стариков, много лет назад один пасхалец попытался сделать из глины маенго, но что‑то у него не получилось. Эрория и Мариана припомнили, что им в какой‑то пещере как будто попадались такие черепки, и дня два потратили на поиски этой пещеры, по впустую. Черепки находила и жена губернатора, копаясь у себя в саду. И наконец, один пасхалец по секрету сказал нам, что у пего есть дома такой черепок.

Прошло несколько дней, прежде чем этот пасхалец - его звали Андрес Хаоа - смог принести свой черепок. С удивлением мы увидели, что сосуд был вылеплен пальцами на индейский лад, а не изготовлен на гончарном круге, как это делали европейцы. Я посулил Андресу щедрое вознаграждение, если он покажет, где подобрал черепок, чтобы мы могли отыскать там еще черепки и тем самым подтвердить достоверность находки. Хаоа привел нас к большой аху с поваленными статуями. Могучая каменная стена сильно напоминала классические инкские сооружения в Андах. Показав на кладку в верхней части платформы, Андрес сказал, что много лет назад нашел здесь между камнями три черепка. Рабочие‑пасхальцы помогли нам осторожно снять несколько плит. Нашим глазам предстало необычное для Пасхи погребение: два целых скелета лежали навытяжку рядом. Подле них оказался ход в две камеры, накрытые каждая своей очень тщательно вытесанной плитой. В обеих камерах беспорядочно валялись старые черепа. Но глиняных черепков не было, и Андрес получил только часть обещанного вознаграждения.

На другой день Карл отправился туда с рабочими и археологическим снаряжением, потому что Аху Тепеу явно заслуживала того, чтобы ее тщательно изучить. Неожиданно один рабочий, старик, нагнулся и стал собирать черепки, да такие крохотные, что мы поражались, как он их заметил, и ведь больше никому ничего такого не попалось. В это время из деревни прискакали Арне и Гонсало. Одна местная жительница рассказала им, что Андрес Хаоа дал старику черепки, чтобы тот помог ему получить все вознаграждение. Приложив осколочки к черепку, который мне накануне дал Хаоа, мы тотчас убедились, что один из них точно подходит к излому. Андрес пришел в бешенство, когда узнал, что его разоблачили, и наотрез отказался говорить, где на самом деле нашел свой черепок. Назло нам он отправился к патеру Себастиану и ошеломил старика, поставив перед ним на стол три целых глиняных кувшина.

Вот, посмотрите, - возмущенно сказал Хаоа, - я их не покажу сеньору Кон‑Тики, потому что он говорит, что я вру. А вот и не вру!

Патер Себастиан, который никогда не видел на Пасхи таких кувшинов, спросил Андреса, откуда он их взял.

Мой отец нашел их когда‑то в пещере и сказал, что в них удобно воду держать, - ответил Хаоа.

Опять ложь! Хаоа не держал воды в кувшинах, вообще не хранил их дома, об этом мы узнали от соседей, которые частенько наведывались в его скромный домишко и знали там каждый уголок.

Сразу после того, как патер Себастиан увидел загадочные кувшины, они бесследно исчезли. Стало одной загадкой больше. Сосуды не вернулись в хижину Хаоа, так откуда же они взялись, и вообще - что происходит?

А тут еще добавилась новая проблема. Я решил по совету старика полицейского Касимиро отправиться на легендарный остров птицечеловеков, поискать тайное хранилище ронго‑ронго, о котором знал его отец. Пасхальцы с таким жаром толковали о дощечках с письменами ронго‑ронго, будто бы по сей день хранящихся в «запечатанных» пещерах, что любой приезжий в конце концов заражался любопытством.

Нам предлагали сто тысяч песо за одну дощечку, - говорили островитяне, - значит, настоящая цена им не меньше миллиона.

В глубине души я знал, что они правы. Но я знал также, что если кто‑нибудь из них и найдет хранилище ронго‑ронго, он вряд ли отважится туда войти. Ведь дощечки были для их предков святыней, и старые мудрецы, которые спрятали свои священные ронго‑ронго в подземелье, когда патер Эухенио ввел на острове христианство, прочли заклинания и наложили табу на дощечки с письменами. Пасхальцы твердо верили, что всякого, кто к ним прикоснется, ждет смерть.

В музеях мира хранится не больше двух десятков таких дощечек, и до сих пор еще ни один ученый не сумел расшифровать надписи. Замысловатые письмена острова Пасхи не похожи на письмо других народов. На дощечках они искусно вырезаны в ряд и образуют своеобразный серпантин, причем каждый второй ряд стоит вверх ногами. Почти все хранящиеся в музеях ронго‑ронго получены на острове давно, прямо из рук владельцев. Но последнюю дощечку, рассказал нам патер Себастиан, нашли в запретной пещере. Пасхалец, который ее обнаружил, поддался уговорам одного англичанина и привел его почти к самому тайнику. Потом попросил англичанина подождать и выложил из камешков полукруг, через который не велел переступать. А сам пошел дальше и через некоторое время вернулся с ронго‑ронго. Англичанин купил дощечку, но пасхалец вскоре лишился рассудка и умер. С тех пор, заключил патер Себастиан, островитяне больше прежнего боятся входить в хранилища ронго‑ронго.

Как бы то ни было, старик Касимиро забил отбой, когда я наконец принял его приглашение посетить пещеру. Сославшись на нездоровье, он предложил вместо себя другого проводника, старика Пакомио, с которым много лет назад стоял и ждал, пока отец Касимиро один ходил к тайнику. Пакомио был сыном гадалки Ангаты, той самой Ангаты, что сеяла смуту, играя на суеверии пасхальцев, когда на остров полвека назад прибыла экспедиция Раутледж. Я обратился к патеру Себастиану, и он сумел уговорить Пакомио. Посадив старика в нашу моторную лодку, мы подошли на ней к Мотунуи - скалистому островку птицечеловеков. За спиной у нас вздымался вверх самый высокий - из береговых обрывов Пасхи. На гребне находились развалины святилища Оронго. Там Эд и его бригада занимались раскопками и картографической съемкой. Мы с трудом различали движущиеся белые точки, а им наша лодка представлялась рисовым зернышком на синем поле. Еще в прошлом столетии самые знатные пасхальцы неделями сидели в наполовину врытых в землю каменных коробках над обрывом, ожидая, когда на скалистом островке внизу приземлится первая в году стайка морских ласточек. Ежегодно происходило состязание, кто скорее одолеет на камышовом поплавке два километра до острова и найдет первое яйцо. Победитель возводился в ранг божества и получал звание птицечеловека. Его брили наголо, окрашивали голову в красный цвет и затем торжественно сопровождали до священной обители среди статуй у подножия Рано Рараку, где он год проводил взаперти, ни с кем не соприкасаясь. Особые служители приносили ему пищу. Скалы за развалинами, где сейчас работал Эд, были сплошь покрыты барельефами, изображающими скорченные человеческие фигуры с длинным кривым клювом.

Ступив на легендарный птичий остров, мы не увидели даже перышка - птицы давно переселились на другой обрывистый островок поодаль. Когда мы шли мимо него, в воздухе кружили полчища птиц, напоминая облако дыма над вулканом.

Зато на Мотунуи мы сразу увидели множество наполовину заросших пещер. В двух из них вдоль стены лежали кости и заплесневелые черепа, а в одном месте на своде, будто охотничий трофей, торчала окрашенная в красный цвет бесовская голова с острой бородкой. Раутледж тоже побывала в двух здешних пещерах, Пакомио хорошо ее помнил. Теперь он нетерпеливо ждал, когда мы выйдем, чтобы вести нас к другому тайнику. Посреди склона старик вдруг остановился.

Здесь мы изжарили курицу, - прошептал он, показывая себе под ноги.

Какую курицу?

Отец Касимиро сказал, что надо изжарить в земле курицу на счастье, прежде чем входить в пещеру.

Не очень‑то вразумительное объяснение, а Пакомио добавил только, что таков обычай. Дескать, лишь старику можно было стоять так, что он слышал запах жареной курицы, а детям было ведено ждать с другой стороны очага. Им не пришлось даже одним глазком заглянуть в пещеру, но они знали, что там хранится что‑то невероятно ценное. Уже стоять по соседству, когда старик проверял в тайнике сокровище, было для ребятишек большим событием.

Разумеется, мы не нашли пещеры. После долгих поисков среди камней и папоротника Пакомио сказал, что старик, пожалуй, нарочно пошел в эту сторону, чтобы сбить с толку мальчишек, а на самом деле надо искать в противоположной стороне. Пошли в другую сторону, и опять без толку. Скоро интерес к поискам пошел на убыль. Солнце нещадно пекло, один за другим мы сдавались и ныряли в глубокую расщелину, наполненную до краев кристально чистой водой, которую океан накачивал через трещину в скале. Мы собирали фиолетовых морских ежей (Пакомио ел их сырыми) и плыли навстречу невиданным рыбам всех цветов радуги, а они, разинув рот, смотрели, что за новые обитатели появились в каменном аквариуме Мотунуи. Искрометные солнечные лучи рождали фейерверк красок в расщелине, и вода была настолько чиста и прозрачна, что мы чувствовали себя птицечеловеками, парящими среди роя золотых осенних листьев. Сказочная красота, этакий подводный райский сад… Как не хотелось нам выходить на скалы, зная, что вся эта прелесть опять надолго, если не навсегда, станет достоянием одних лишь безглазых морских ежей да рыб‑дальтоников.

Правда, на суше, особенно на самой Пасхи, тоже было на что поглядеть. Лопаты и кирки обнажали предметы, которых даже местные жители не видели сотни лет. В деревне начали шептаться, пасхальцы воспринимали происходящее не без суеверия. Откуда может чужеземец знать, что под дерном что‑то лежите Не иначе как с помощью мана - сверхъестественного дара - проникает он в прошлое острова! Пока вслух об этом не говорили, но кое‑кто из островитян спрашивал меня: может быть, я вовсе и не чужеземец, а канака? Дескать, цвет кожи и волос роли не играют, среди их предков тоже были светлокожие блондины. А то, что я знаю лишь несколько слов из пасхальского наречия полинезийского языка, объясняется очень просто: я так долго жил на Таити, в Норуэга и других дальних стран