Туризм - это сфера, которая у большинства людей ассоциируется с новыми впечатлениями, отдыхом и удовольствием. Он прочно вошел в жизнь современного человека, стремящегося изучить неизведанные края, памятники культуры, истории, природы, а также традиции и обычаи разных народов.

На сегодняшний день туризм представляет собой мощную индустрию. Она включает в себя самые разные компоненты. Одним из них является туристская инфраструктура и ее составляющие.

Основное понятие

Туристская инфраструктура - это совокупность гостиниц, транспортных средств, организаций общественного питания и проведения досуга, делового, познавательного, спортивного, оздоровительного и другого назначения. Но обслуживают путешественников не только эти предприятия. К данной категории относятся организации, осуществляющие турагентскую и туроператорскую деятельность. Одним из элементов этой сферы являются фирмы, предлагающие экскурсионные услуги, а также услуги гидов и переводчиков.

В инфраструктуру туристских объектов входят и те организации, деятельность которых напрямую не касается рассматриваемой сферы. Однако в тех местах, куда стремится попасть большое количество путешественников, они предлагают свои услуги и им. В этом перечне находятся автохозяйства, предоставляющие транспорт для экскурсионного обслуживания, предприятия, предлагающие услуги по прокату легковых автомобилей, а также кафе и рестораны, музеи и театры, спортклубы и кинотеатры, зоопарки и казино.

Состав инфраструктуры туризма

Из всех объектов, работа которых связана со сферой обслуживания путешественников, можно выделить два элемента. Первым элементом туристской инфраструктуры является индустрия гостеприимства. Сюда входят предприятия, которые предоставляют услуги по размещению отдыхающих и их питанию.

Второй элемент туристской инфраструктуры представлен трехуровневой системой. Рассмотрим ее подробнее.

На первом уровне этой системы находится производственная инфраструктура. В нее входят действующие здания и сооружения, транспортные сети и системы, которые непосредственно не относятся к продукту данной сферы, но в то же время их наличие необходимо для предоставления услуг путешественникам. Это связь и транспорт, коммунальное хозяйство и энергетика, безопасность, страхование и финансы.

На втором и третьем уровнях туристской инфраструктуры находятся организации и предприятия, деятельность которых непосредственно влияет на формирование конечного турпродукта. Что они представляют собой?

Во второй уровень включены предприятия, которые производят типичные для путешественников продукты. Результатом их деятельности являются товары для отдыха и средства передвижения, сувениры и экскурсионные услуги, организация досуга, выдача виз и т.д.

На третьем уровне находятся предприятия, которые производят нетипичные продукты, а также услуги для данной сферы. Это одежда для туризма и отдыха, косметические средства, фототовары, лекарства. Из услуг выделяют медицинские, парикмахерские, культурно-просветительские.

Таким образом, на первом уровне инфраструктуры туристской отрасли находится группа предприятий первичного турпродукта. На втором и третьем - вторичного.

Основные составляющие

К элементам инфраструктуры туристского рынка относят:

  1. Материальную базу, принадлежащую специализированным субъектам хозяйствования. В их число входят туристические агенты и операторы, экскурсионные бюро и производители, выпускающие товары для данной сферы.
  2. Систему государственных органов, создающих правовую базу туризма, а также контролирующих и регулирующих данную сферу в том или ином регионе. Сюда относятся государственные организации, предприятия и учреждения.
  3. Систему коммерческих и некоммерческих субъектов хозяйствования, функционирование которых осуществляется для развития и поддержки туризма в регионе. В этот перечень входят разнообразные выставки, ярмарки, биржи и т.д.

Основные функции

При рассмотрении понятия туристской инфраструктуры становится очевидным, что она представляет собой одну из частей инфраструктуры всего региона. Находясь в составе этого обширного комплекса, она призвана выполнять ряд определенных функций.

Среди них - обеспечивающая, интеграционная и регулирующая. Что характерно для каждой из них?

  1. Обеспечивающая функция инфраструктуры туристских объектов заключена в создании необходимых условий, способствующих организации обслуживания отдыхающих.
  2. Интеграционная служит для создания и дальнейшего поддержания связей между предприятиями данной сферы, а также для формирования в регионе туристских комплексов.
  3. Регулирующая функция для туристской инфраструктуры является самой важной. С ее помощью создаются новые рабочие места, оказывается влияние на спрос потребителей, развиваются отрасли, которые производят предметы потребления, а также происходит содействие росту финансовых поступлений в бюджет в форме налогов.

В рамках этих функций туристская инфраструктура способствует следующему:

  • упорядочивает и ускоряет товарооборот, остро реагируя на малейшие колебания рынка;
  • обеспечивает взаимные связи между продавцами и покупателями товаров, а также и тех и других с финансовыми компаниями - собственниками денежного капитала;
  • с помощью системы договоров позволяет сформировать деловые отношения на организационно-правовой основе;
  • обеспечивает государственное регулирование с одновременной поддержкой организованного движения турпродукта;
  • осуществляет юридический и финансовый контроль над перемещением финансовых и товарных потоков;
  • оказывает аудиторские, консалтинговые, инновационные, маркетинговые и информационные услуги, используя при этом различные институты инфраструктуры туристического рынка.

Влияние на экономику

Создание и развитие туристской инфраструктуры выгодно для любого государства, ведь данная сфера оказывает непосредственное влияние на экономику страны, в том числе прямое и косвенное. Первое из них представляет собой привлечение средств турпредприятиями за оказанные ими услуги, а также материальное обеспечение людей, занятых в данной сфере, расширение рынка труда, рост налоговых поступлений в бюджет.

Косвенное влияние на экономику страны и региона туристской инфраструктуры заключено в ее мультипликативном эффекте в области межотраслевого взаимодействия. Уровень этого показателя зависит от той доли дохода, которая будет потрачена в границах определенного региона.

Гостиничная индустрия

При создании туристской инфраструктуры невозможно обойти вопрос о размещении путешественников. Без этого оказание услуг в данной сфере становится просто невозможным.

Это основа системы гостеприимства. В нее входят самые разные варианты как индивидуального, так и коллективного размещения отдыхающих. Рассмотрим их разновидности подробнее.

Гостиницы

Эти предприятия являются классическими представителями инфраструктуры туристической сферы. Их отличие от других объектов для временного размещения людей состоит в предоставляемых посетителям номерах. Помимо этого, гостиницы - это предприятия, оказывающие такие обязательные услуги, как ежедневная заправка постелей, уборка жилых помещений и санитарного узла и т.д.

При формировании туристской инфраструктуры принимается во внимание необходимость в таких учреждениях, исходя из которой могут быть созданы как обособленные предприятия, так и целые гостиничные цепи, контролируемые одним руководством и осуществляющие коллективный бизнес.

Специализированные заведения

Помимо гостиниц в туристскую инфраструктуру входят и другие средства размещения путешественников. К ним относят меблированные комнаты и пансионы, а также иные объекты, обладающие номерным фондом и предоставляющие определенные обязательные услуги.

Существуют также специализированные заведения для обслуживания отдыхающих, в которых номеров нет. Исходной единицей для них служит коллективная спальня или жилище. В таких заведениях предоставляется место для ночлега, но при этом функция, касающаяся размещения туристов, не является для них основной. Это оздоровительные учреждения (реабилитационные центры и санатории), общественный транспорт с оборудованными в нем спальными местами (суда, поезда), а также конгресс-центры, проводящие на своей базе конференции, симпозиумы и прочие мероприятия с размещением участников.

В перечень иных коллективных средств туристской инфраструктуры входят комплексы домов, гостиницы квартирного типа, а также бунгало. В них помимо ночевки клиенту предоставляется минимальный перечень услуг.

Индустрия питания

Данная сфера является одной из важнейших составляющих инфраструктуры туризма. Ведь питание - это неотъемлемая часть любого тура.

В зависимости от обслуживания клиентов такие предприятия делятся на:

  • работающие с постоянным контингентом (при гостиницах, санаториях и т.д.);
  • обслуживающие переменный контингент (рестораны населенного пункта).

В систему общественного питания туристской инфраструктуры входят рестораны различной классности, бары, кафе, столовые, пункты самообслуживания и быстрого питания. Все они призваны обеспечить потребности путешественников, прибывших в данный регион.

Виды питания

При составлении договора на оказание туристских услуг в нем обязательно есть указания на наличие завтрака или полупансиона а также полного пансиона (трехразовое питание). Некоторые варианты дорогого обслуживания предусматривают возможность предоставления блюд в любом количестве и в любое время.

Организация досуга

Предприятия питания, входящие в туристскую инфраструктуру, призваны выполнять не только свою непосредственную функцию, касающуюся приготовления блюд. Они также должны предоставлять возможность посетителям развлечься, получив при этом незабываемые впечатления.

Благодаря этому многие туристы предпочитают отправляться в гастрономические и питейные туры, во время которых они знакомятся с национальными кухнями разных стран.

Туроператоры

В туристическом бизнесе существуют фирмы-организаторы перемещений путешественников. Это предприятия-туроператоры и турагенты.

Первые из них являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с формированием, продвижением и реализацией конечного продукта данной сферы. Они формируют туры, составляя упорядоченную и взаимоувязанную по срокам, согласованную по качеству и стоимости последовательность услуг и работ. При этом производится заключение договоров на бронирование мест, их резервирование и предоставление. Туроператоры играют немаловажную роль в туризме, ведь в их задачу входит пакетирование различных услуг.

Турагенты

Данные объекты инфраструктуры туризма - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с продвижением и реализацией конечного продукта рассматриваемой сферы. Такая фирма приобретает разработанные и реализует их потребителю.

При этом к предлагаемому продукту добавляется стоимость проезда от того места, где будет сформирована группа, до первой гостиницы или иного пункта размещения, а также от последней точки маршрута обратно.

Транспортная инфраструктура

Входящие в нее объекты являются одним из составных элементов индустрии туризма. Транспортная туристская инфраструктура представляет собой совокупность транспортных организаций, которые занимаются перевозками путешественников.

Существующая в каждой стране система формируется с использованием следующего:

  • животных - собак, ослов, лошадей, верблюдов, слонов;
  • механических наземных средств - велосипедов, автомобилей, автобусов, поездов;
  • воздушных средств перемещения;
  • водного транспорта - лодок, плотов, морских и речных надводных судов.

Исходя из этапов выполняемой работы выделяют:

  • трансфер, представляющий собой доставку туристов к отелю от вокзала или терминала аэропорта и аналогично назад по окончании тура;
  • перевозки к месту назначения на дальние расстояния;
  • перевозки во время выполнения железнодорожных и автобусных туров;
  • перевозки грузового типа для шопинг-туров.

Стоит отметить, что развитие туризма напрямую зависит от развития транспорта. Оно имеет место, как правило, с появлением более скоростных, комфортабельных и безопасных средств передвижения.

Москва — город, попасть в который мечтают многие путешественники. Чем привлекает российская столица и какие необычные места появятся в туристических маршрутах?

Российская столица, один из самых крупных мегаполисов мира, продолжает активно привлекать туристов. Этому способствует в том числе проведение масштабных ежегодных фестивалей. Да и государственные праздники, например День народного единства, который отмечали 4 ноября, проходят в столице с размахом. Ещё больше гостей ждёт Москва в 2018 году, когда здесь состоятся матчи чемпионата мира по футболу.

Больше с каждым годом

Количество туристов, приезжающих посмотреть на московские достопримечательности, растёт с каждым годом. В 2011-м сюда приехали 15,35 миллиона туристов, а в 2015-м эта цифра увеличилась до 17,1 миллиона человек. Ожидается, что эти показатели будут расти и дальше — в 2016 году город готовится принять 17,5 миллиона человек, в следующем — 18,4, а в 2018-м — 19,5 миллиона.

Особенно привлекательными для туристов стали фестивали «Золотая осень», «Путешествие в Рождество», «Времена и эпохи», «Спасская башня», «Круг света» и другие. Многие приезжают на эти праздники специально, и фестивальные площадки уже включают в туристические маршруты. «Круг света», например, в прошлом году посетили семь миллионов человек — благодаря этому фестиваль попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Для удобства и комфорта гостей из других стран в столице трудятся свыше двух тысяч гидов-переводчиков. Послушать экскурсии можно на 25 иностранных языках.

В прошлом году гости столицы потратили около 457 миллиардов рублей, эта сумма на 11,5 процента больше, чем в 2014-м. Таким образом, гостиничный бизнес по итогам 2015 года внёс в бюджет Москвы более 3,6 миллиарда рублей. В среднем турист тратит в Москве примерно четыре с половиной тысячи рублей в день. Шопинг-туристы тратят больше — около восьми тысяч.

Позади — Мадрид и Вена

В сентябре в Москве состоялась церемония вручения премии Business Traveller Awards. Российскую столицу признали лучшим городом делового и событийного туризма в номинации «Направление». В этой категории также были представлены Париж, Барселона, Мадрид, Вена, Иерусалим, Абу-Даби, Санкт-Петербург.

По версии крупнейшего портала о путешествиях TripAdvisor Москва занимает второе место в Европе и пятое в мире среди развивающихся туристических направлений.

Помимо прочего, Москва находится на четвёртом месте в рейтинге самых популярных городов мира по общему количеству снимков от пользователей «Инстаграма». Первые места заняли Париж, Лондон и Нью-Йорк.

Где остановиться?

Всего в Москве сейчас работают 242 гостиницы (по 50 и более номеров в каждой), 509 малых гостиниц и 353 хостела (в общей сложности более 55 тысяч номеров). Из этого числа только 25 процентов заведений относятся к бизнес-классу.

За последние пять лет в городе открылось 35 отелей на 5,8 тысячи мест. До конца 2016 года в столице планируют построить и открыть 11 гостиниц (три из них уже принимают гостей), в 2017-м — 25 на 3,8 тысячи мест, а в 2018-м — 27 объектов, рассчитанных на 4,2 тысячи посетителей. Средняя загрузка на первое полугодие составила 67,5 процента.

В прошлом году в Москве сдали девять гостиниц на 1,6 тысячи мест.

За счёт гостиничной деятельности Москва приносит в бюджет свыше девяти миллиардов рублей налогов — это в три раза больше, чем самые популярные туристические регионы России.

На сегодняшний день гостиницы столицы начали активную подготовку к чемпионату мира по футболу. Уже более 800 из них, а также более 200 хостелов прошли необходимую классификацию. Сделать это они должны были еще до 1 июля, но в итоге срок перенесли на 1 января.

Узнать, прошёл ли классификацию тот или иной отель или хостел, можно на сервисах бронирования booking.com, bronevik.com, ostrovok.ru, hrs.com.

Кроме того, 102 гостиницы уже заключили предварительные соглашения на приём членов команд ЧМ-2018, официальных делегаций и журналистов. 76 из этих гостиниц находятся в Москве, 26 — в Московской области.





Что посетить?

В Москве туристы могут сходить в 270 музеев, 170 театров, более чем в 400 парков. Ориентироваться в городских событиях и узнавать, что происходит в том или ином месте, стало ещё проще: в этом году в столице появился , который анонсирует самые яркие культурные и спортивные мероприятия. Его планируют перевести на пять иностранных языков — английский, испанский, французский, китайский и немецкий.





Высказаться предложили и жителям столицы — в сентябре на портале москвичи могли проголосовать за те места в городе, которые, по их мнению, нужно включить в экскурсионные маршруты. Пользователи рекомендовали туристам съездить в Новодевичий монастырь, Палаты бояр Романовых, сад «Эрмитаж», парк искусств «Музеон», Дарвиновский музей, центр современного искусства «Винзавод», Московский планетарий и другие места.

Как правило, иностранные туристы первым делом отправляются на Красную площадь, к храму Христа Спасителя, на Арбат и в Третьяковскую галерею. А гости из других регионов России чаще всего идут в музеи, театры, парки, цирки и зоопарк. Главная цель голосования — показать, что в городе есть масса других мест, которые стоит увидеть.

Туристическая инфраструктура Москвы также включает в себя пешеходные зоны, велодорожки, пункты велопроката, мультиязычные указатели.

Рецензенты:

кандидат исторических наук

В. К. Егоров

кандидат экономических наук

С. В. Теребова

© Ускова Т.В., Величкина А.В., 2014

© ИСЭРТ РАН, 2014

Введение

Мировая туристская индустрия сегодня переживает переломный момент. В большинстве стран происходит трансформация представлений людей о путешествиях, которые все больше воспринимаются как необходимый атрибут жизни. Этому способствует также интенсивный рост скорости обращения информации и доступности транспортных услуг. Происходящие перемены позволяют сделать вывод о том, что в долгосрочной перспективе туризм будет развиваться высокими темпами независимо от экономической и геополитической конъюнктуры .

Несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры, можно отметить, что туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост. Особенно активно развивается выездной туризм. Так, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), расходы на международные туристические поездки россиян ежегодно увеличиваются: если в 2010 году этот показатель составлял 26,6 млрд. долларов, то в 2012 году – уже 42,8 млрд. долларов (увеличение на 61 %). С экономической точки зрения стремительное развитие выездного международного туризма свидетельствует о вывозе капитала и валютных сбережений граждан за рубеж. В современных условиях такая «расточительность» недопустима, особенно при наличии туристического, культурно-исторического и рекреационного потенциала. Таким образом, для российской экономики приобретает острую актуальность проблема развития внутреннего туризма.

Развитие регионального туризма находится в тесной связи с туристской инфраструктурой, которая либо выступает сдерживающим фактором развития отрасли, либо определяет его положительную динамику. Вместе с тем для большинства регионов России инфраструктурные проблемы становятся основной причиной снижения конкурентных преимуществ территории на рынке туристических услуг.

В большинстве регионов туристской инфраструктуре присущи такие черты, как: старение объектов, недостаточное финансирование, нехватка мощностей в различных сегментах, обеспечивающих размещение, питание, оздоровление и досуг потребителей регионального туристского продукта. Кроме того, имеет место высокий износ инженерных сетей, плохое состояние автомобильных и железных дорог, слабое развитие транспортных маршрутов и придорожного сервиса. Особую озабоченность вызывают проблемы в сфере услуг: низкая квалификация обслуживающего персонала, несоответствие качества предоставляемых услуг международным стандартам, слабый учет потребностей туристов.

Целью данного исследования стала разработка методики комплексной оценки региональной туристской инфраструктуры и обоснование направлений ее развития.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи :

– исследованы теоретико-методологические основы развития туристской инфраструктуры;

– обобщены и проанализированы имеющиеся методики оценки туристской инфраструктуры, разработана авторская методика ее оценки;

– оценен уровень развития туристской инфраструктуры регионов СЗФО;

– предложены направления и комплексные меры развития региональной туристской инфраструктуры.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования туристской инфраструктуры. Информационной базой исследования послужили периодические издания и интернет-ресурсы, данные Федеральной службы государственной статистики и Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, нормативно-правовые акты в сфере туризма. Методические подходы к исследованию базировались на комплексном анализе туристской инфраструктуры, также использовались такие научные методы, как сравнение, анализ, обобщение, графические и табличные приемы обработки информации.

Результаты исследования могут быть полезны региональным органам власти при формировании программных документов, направленных на развитие сферы туризма, и принятии управленческих решений.

1. Теоретико-методологические аспекты развития Туристской инфраструктуры региона

В настоящее время туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей средства размещения, транспорт, связь, индустрию питания, отдыха и развлечений, предприятия торговли и др. Эффективное функционирование сферы туризма оказывает положительное влияние на все стороны регионального развития, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей. При этом развитие сферы туризма в регионе возможно лишь при наличии эффективно действующей туристской инфраструктуры.

Инфраструктура туризма служит необходимым условием освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Её развитие, с одной стороны, способствует туристскому освоению территории, а с другой – улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создаёт большое количество рабочих мест .

Хотя понятие туристской инфраструктуры не является новым, в отечественной литературе нет его единого толкования. Неоднозначность и размытость содержательного смысла этого понятия объясняется необоснованностью четких признаков отнесения к инфраструктуре туризма отдельных видов хозяйственной деятельности и неопределенностью круга ее объектов.

Анализ представленных в таблице 1 дефиниций этого понятия позволяет нам согласиться с мнением Д. Ф. Василихи, который под региональной инфраструктурой туризма понимает «совокупность материальных объектов, являющихся носителями различных материальных и нематериальных свойств, которые обеспечивают максимально возможную количественную и качественную реализацию целей туристов при определенных пространственно-временных параметрах (в конкретном месте и в конкретное время)».

Таблица 1.Трактовки понятия «туристская инфраструктура»


Региональная инфраструктура туризма – это совокупность предприятий, создающих условия для удовлетворения потребностей туризма (производственная инфраструктура), и предприятий, непосредственно удовлетворяющих различные потребности туристов (инфраструктура сферы услуг) . В свою очередь производственная инфраструктура состоит из транспортной, информационно-коммуникативной и коммунальной инфраструктур, объектов экологической очистки. Инфраструктура сферы услуг включает в себя такие элементы, как туроператоры и турагенты, средства размещения, предприятия отдыха и развлечений, торговля и общественное питание, инфраструктура безопасности (рис. 1).


Рис. 1. Элементы региональной инфраструктуры туризма


Важное методологическое значение имеет оценка развития туристской инфраструктуры. В научной литературе известен ряд авторских методик, применяемых специалистами непосредственно для этих целей (например, методики В. С. Боголюбова, И. Г. Лимониной, О. Б. Евреинова, А. В. Кучумова и др.). Условно можно выделить два подхода к оценке развития туристской инфраструктуры.

Согласно первому подходу (И. Г. Лимонина, А. В. Кучумов), развитие региональной туристской инфраструктуры можно оценить через совокупность ее элементов. Данные методики позволяют выделить наиболее «слабые места» туристской инфраструктуры в территориальном разрезе, а также дают возможность провести комплексное экономико-географическое исследование развития туристской инфраструктуры в целом, но без снижения значимости развития отдельных ее элементов. Однако эти методики не лишены ряда недостатков, поскольку не вполне четко определяют значимость системы тех показателей внутри каждой группы инфраструктурных элементов, которые позволяют более полно охарактеризовать фактическое состояние инфраструктуры туризма. В то же время отдельные методики охватывают ее неполный компонентный состав.

Представители второго подхода (В. С. Боголюбов, О. Б. Евреинов) предлагают оценивать региональную туристскую инфраструктуру посредством анализа ее объектов. Предлагаемая модель весьма полезна как для годового и оперативного планирования на предприятиях инфраструктуры туризма, так и для стратегического бизнес-планирования. Однако недостатком таких методик является то, что действующая система статистических показателей не дает возможности апробировать их на региональном уровне.

Следовательно, все указанные методики нуждаются в совершенствовании. При этом подчеркнем, что прежде всего необходима такая методика, которая позволяла бы оценить степень развития туристской инфраструктуры на региональном уровне. В этом контексте важнейшим требованием является использование качественных показателей, получаемых с помощью экспертных оценок и на основе результатов опроса как туристов, так и руководителей предприятий туротрасли. И безусловно, данная методика должна давать комплексную оценку с учетом всех структурных элементов и обеспечивать сопоставимость уровня развития инфраструктуры в регионах.

По нашему мнению, этим требованиям в полной мере отвечает определение индекса развития туристской инфраструктуры региона, количественно характеризующего уровень ее развития и представляющего собой среднее арифметическое индексов десяти входящих в него блоков показателей (рис. 2). Эти блоки отражают состояние структурных элементов туристской инфраструктуры региона.


Рис. 2. Схема оценки уровня развития туристской инфраструктуры региона


Последовательность расчета индекса развития туристской инфраструктуры региона включает в себя ряд этапов (рис. 3). На первом этапе показатели, характеризующие различные структурные элементы, представляются в виде нормализованных данных при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими в выборке. На втором этапе рассчитываются индексы отдельных блоков как среднее арифметическое величин нормализованных показателей. На третьем, заключительном, этапе проводится расчет интегрального индекса развития туристской инфраструктуры.


Рис. 3. Методический инструментарий расчета индекса развития туристской инфраструктуры


Значение индекса развития туристской инфраструктуры региона (I ИТ ) лежит в интервале от 0 до 1000. Соответственно чем больше значение данного индекса, тем выше уровень развития инфраструктуры туризма. Границы интервалов групп формируются в зависимости от среднего значения рассматриваемого индекса (табл. 2).


Таблица 2. Интерпретация пороговых значений интегральной оценки уровня развития туристской инфраструктуры



На наш взгляд, предложенная методика позволяет:

– оценивать состояние и уровень развития туристской инфраструктуры отдельно взятого региона в сравнении с другими субъектами федерации;

– анализировать состояние каждого элемента туристской инфраструктуры, выявляя сильные и слабые стороны инфраструктурного развития;

– соотносить уровень развития туристской инфраструктуры с целевыми показателями долгосрочного планирования в сфере туризма на данной территории;

– группировать территории по уровню развития туристской инфраструктуры;

– на основе выявленных проблем формировать направления развития туристской инфраструктуры региона.

2. Оценка современного состояния туристской инфраструктуры региона

В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма занимает Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), обладающий уникальным сочетанием природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия . Въездной туристский поток в СЗФО в 2012 году составил около 14 млн. посетителей (рис. 4). При этом лидерами по объему туристского потока на протяжении последних лет являются Санкт-Петербург, Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Однако в последние годы туризм активно развивается в Новгородской и Псковской областях, о чем свидетельствует рост показателя объема туристских услуг в 3 и 2 раза соответственно (табл. 3).


Рис. 4. Туристский поток в регионах СЗФО в 2012 году, тыс. чел.


По-прежнему самыми востребованными в регионах Северо-Западного федерального округа являются следующие виды туризма: культурно-познавательный, активный, лечебно-оздоровительный, деловой. Высокая доля культурно-познавательного туризма (от 35 до 67 %) отмечается в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также Вологодской, Калининградской, Новгородской, Псковской областях, что объясняется высоким историко-культурным потенциалом этих регионов.


Таблица 3. Объем туристских услуг, оказанных населению на территории субъектов Северо-Западного федерального округа в 2009–2012 гг., млн. руб.


Тем не менее при достаточно хороших условиях для реализации туристского потенциала регионов в сфере туризма имеется ряд проблем. Прежде всего, они связаны с отсутствием эффективно действующей туристской инфраструктуры. Для оценки уровня ее развития в регионах СЗФО воспользуемся представленной выше методикой.

Для этого, прежде всего, рассчитаем индексы состояния и развития структурных элементов туристской инфраструктуры регионов.

Транспортная инфраструктура

Итоги расчетов показали (приложение 1), что хорошей транспортной обеспеченностью характеризуется г. Санкт-Петербург (I 1 = 801). Далее со значительным разрывом следуют Псковская область (I 1 = 439) и другие регионы округа. Наименьшие значения показателя развития транспортной инфраструктуры наблюдаются в республиках Карелия (I 1 = 141) и Коми (I 1 = 245).

Основные проблемы

В регионах наблюдается несоответствие темпов развития автомобильных дорог устойчивому росту автомобилизации, старение основных фондов транспортной инфраструктуры и их неэффективное использование. Весомым фактором, сдерживающим развитие туристской транспортной инфраструктуры, выступает недостаток придорожной инфраструктуры. В большинстве регионов СЗФО данный сектор слабо развит. Существует острая необходимость создания мест для отдыха водителей и пассажиров (питание, ночлег и кратковременный отдых в пути), кемпингов для автомобилистов и др.

Для большинства регионов России, как и СЗФО, актуальна проблема недостаточного технологического уровня развития транспортных систем. Именно в транспортной инфраструктуре очевидно существенное отставание в применении современных транспортных технологий и в информатизации транспорта .

Не теряют своей остроты такие проблемы, как низкий уровень развития речного и воздушного транспорта, непостоянство качества предоставления транспортных услуг, несоответствие сети автомобильных дорог потребностям движения (как по пропускной способности, так и по техническому состоянию), высокие тарифы транспортных предприятий, недостаток высококвалифицированных специалистов во всех отраслях транспортной системы, плохое состояние автовокзалов и железнодорожных вокзалов и др.

Информационно-коммуникационная инфраструктура

Развитие массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий имеет решающее значение для эффективной туристской деятельности. Большую роль играют современные электронные средства информации: создание информационных туристических порталов в сети Интернет, информационных туристских центров и терминалов на основных туристических маршрутах и т. д.

Анализ индекса информационно-коммуникационной инфраструктуры (приложение 2) позволяет сделать вывод о том, что лидирующее положение по уровню развития данного структурного элемента занимает город Санкт-Петербург (I 2 = 1000). Значение индекса у всех регионов достаточно высокое и варьируется в диапазоне от 629 до 1000.

Основные проблемы

1) отсталость технического и технологического оборудования, отсутствие в необходимом количестве современных телекоммуникационных технологий и средств информатизации;

Транспортная стратегия Российской Федерации // Официальный сайт Министерства транспорта РФ. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru:8080/pressa/TransStrat_Gossovet_Rab_Groop_6.htm

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной системы экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы . В экономике туризма И. рассм-ся как совокупность отраслей и видов деят-сти, обслуживающих индустрию туризма , создающих для нее общий фундамент.

Туристская инфраструктура представляет собой комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма. Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента .

Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию.

Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему .

Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика , коммунальное хозяйство , финансы, страхование, безопасность.

Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.

Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций.

К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику региона. Прямое влияние - привлечение средств от услуг в турпредприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений. Косвенное влияние заключается в мультипликативном эффекте межотраслевого взаимодействия. Эффект мультипликатора будет тем больше, чем больше будет доля дохода, потраченная в пределах региона.


С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов.

Это - и автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные сети и другое .

Туристская инфраструктура - это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма .

Туристические ресурсы - совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы ля организации туристической деятельности .

Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков .

Помимо этих предприятий обслуживанием туристов занимаются и те организации, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это ренткар-предприятия по прокату легковых автомобилей; автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания туристов; таксопарки; рестораны; кафе; индустрия развлечений - спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, зоопарки, казино, выставочные и конгресс-залы и т.д.

Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента .

Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию.

Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему.

Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность .

Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта.

Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д. .

Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции .

Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов.

Интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов.

Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Туристская индустрия - взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристские услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызвало адекватное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования.

Посреднические услуги туроператоров и туристских агентств,

Услуги перевозок, как трансферта, обслуживания экскурсий, так и дальнемагистральные перевозки всеми видами транспортных средств,

Услуги индустрии гостеприимства (коллективных и индивидуальных средств размещения и питания),

Услуги аттракции, включая туристско-экскурсионные и иные услуги организации досуга и развлечения,

Услуги туристских информационных и гостевых центров,

Прочие особые услуги.

Исходя из этих предпосылок, туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, организаций предоставляющих туристско-экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Таковое определение приведено в ст. 1 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» (в редакции 1996 г.) .

На настоящем этапе развития, независимо от государственного устройства страны или территории туристского центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристскую деятельность, а именно организаторы туризма (туроператоры и туристские агентства), перевозчики, гостиницы и иные предприятия системы размещения, предприятия общественного питания, аттракции к развлечениям, а также исполнители иных типичных и нетипичных туристских и смежных с ними услуг . К таковым следует отнести предприятия банковской сферы, услуг страхования, охраны, информации и другие. Для специальных видов туризма привлекаются лечебно-оздоровительные учреждения, учреждения системы обучения, спортивные и т. п. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга, осуществляли и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям.

туристский инфраструктура кузбасс